Об утешении в
страданиях
Благословен Бог и
Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец
милосердия и Бог всякого утешения,
утешающий нас во всякой скорби нашей,
чтобы и мы могли утешать находящихся
во всякой скорби тем утешением, которым
Бог утешает нас самих!
Ибо
по мере, как умножаются в нас страдания
Христовы, умножается Христом
и утешение
наше (2 Кор. 1, 3–5).
<Апостол> не сказал:
не перестающий удручать нас, но: утешающий
нас во время скорбей; ибо если Он и
попускает удручать нас, то для того,
чтобы мы чрез терпение стяжали награду;
когда же видит, что мы изнемогаем, то
утешает нас; и это делает всегда. Поэтому
не сказал, что Он однажды утешил, но:
утешающий, то есть всегда; и не в той
или другой скорби, но во всякой...
Не потому, говорит, Бог
утешает нас, что мы достойны утешения,
но для того, чтобы по образу утешения,
испытанного мной, я мог утешить и других,
находящихся в искушениях. Поэтому и вы,
видя меня так утешенного, не унывайте,
пребывая в скорбях. Чрез это же указывает
и на дело апостолов, на то, что они
поставлены для того, чтобы других
поощрять и возбуждать...
Не унывай, говорит,
никто, кто слышит о скорбях и страданиях,
ибо в той мере, как они умножаются,
увеличиваются и утешения. Не просто
также сказал: страдания, но: Христовы,
чтобы и этим воодушевить коринфян.
Христовы суть страдания те, которые мы
претерпеваем и чрез то становимся
общниками Ему в страданиях. Поэтому
величайшим утешением для тебя да будет
то самое, что ты переносишь скорби
Христовы, и не их только, но большие.
Ибо, говорит, умножаются в нас страдания
Христовы: то есть мы терпим больше,
нежели сколько претерпел Христос.
Чувствуя однако, сколь великое сказал,
смягчает то же самое, говоря: умножается
Христом и утешение наше, ибо все
относит к Нему. И не сказал, что утешение
равно скорбям, но: умножается,— гораздо
больше скорбей.
тебе принадлежит; а
Тому, Кто дал, и ты получил это, а не сам
совершил. Если же ты получил, то зачем
превозносишься, как будто не получил,
но приобрел это собственными трудами?
3 августа
Похвала наша
— свидетельство совести нашей
(ср.: 2 Кор. 1, 12)
Ибо похвала наша сия
есть свидетельство совести нашей, что
мы в простоте
и богоугодной искренности,
не по плотской мудрости, но по благодати
Божией,
жили в мире, особенно же у вас.
И мы пишем вам не иное, как то, что вы
читаете
или разумеете... так как вы
отчасти и уразумели уже, что мы будем
вашею похвалою, равно и вы нашею, в день
Господа нашего Иисуса Христа (ср.: 2
Кор. 1, 12–14).
Вот что, говорит
<апостол>, служит для нас источником
утешения: совесть наша, свидетельствующая
нам, что гонят и преследуют не за то, что
уличили нас в худых делах, но за добродетель
и за спасение многих. Итак, первое
утешение проистекало от Бога, а это,
говорит, проистекает от чистоты совести
моей, посему и называет его похвалой,
показывая этим великую силу убеждения,
какую имел в чистой совести...
Что, говорит, свидетельствует
нам совесть? и почему мы хвалимся? Мы
поступали
в простоте, то есть в
незлобии сердца, и в искренности и
открытости ума, не имея ничего, что нужно
бы было скрывать, ничего зазорного: это
приемлет Бог. Говорил это, имея в виду
коварных лжеапостолов... Величайшее же
составляет утешение, когда кто в себе
самом имеет свидетельство, что делает
все не человеческой силой, но благодатию
Божией. И жили так они не в Коринфе
только, но во всем мире...
Что же узнаете вы? То,
что ваша похвала, то есть что я таков,
что могу дать вам средство хвалиться
мной, что имеете такого учителя, который
не учит ничему человеческому, ничему
зловредному, ничему коварному. Потом,
дабы не показалось, что говорит это о
себе из хвастовства, делает похвалу
общей и говорит: и вы будете моею похвалой;
ибо я буду хвалиться, что у меня были
такие ученики, не колеблющиеся, не
поддавшиеся обольщениям лжеапостолов.
Когда же мы будем хвалиться друг другом?
И теперь, но особенно в день тот.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |