Что ты имеешь,
чего бы не получил? (1 Кор. 4, 7)
Посему не судите
никак прежде времени, пока не придет
Господь, Который и осветит скрытое во
мраке и обнаружит сердечные намерения,
и тогда каждому будет похвала от Бога
(1 Кор. 4, 5).
Ныне, говорит, сокрыты
дурные дела... и человек нечестивый и
развратный часто кажется добродетельным.
Но тогда Бог откроет все, обнаружит и
самые намерения сердечные. Иной, например,
превозносит здесь кого-либо похвалами,—
доброе дело, но его намерение, может
быть, дурно,— может быть, он хвалит не
с доброй целью. Другой, напротив, обличает
здесь кого-либо, но не с тем, чтобы
исправить, а с тем, чтобы обнаружить
слабости ближнего. Но все подобные
намерения сердца тогда будут открыты.
Это, братия, приложил
я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы
научились от нас не мудрствовать сверх
того, что написано, и не превозносились
один перед другим. Ибо кто отличает
тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил?
А если получил, что хвалишься, как будто
не получил? (1 Кор. 4, 6–7).
Это говорит к народу,
разнообразя поучение и устремляя речь
иногда на учеников, а иногда на учителей
и начальников, как и теперь поступает.
Ибо коринфяне гордились один пред другим
учителями своими, именно: ученик одного
учителя превозносился пред учеником
другого, потому что предпочитал своего
учителя другому. И хорошо назвал такое
поведение надмением... как бы желваком
и опухолью, взяв сравнение от тела,
наду-того испорченными соками или
воздухом... Опять устремляет речь на
учителей и говорит: кто тебя отличил и
признал достойным похвалы? Человек? Но
суждение человеческое обманчиво. Пусть
у тебя и есть что-нибудь достойное
похвалы, но это не тебе принадлежит; а
Тому, Кто дал, и ты получил это, а не сам
совершил. Если же ты получил, то зачем
превозносишься, как будто не получил,
но приобрел это собственными трудами?
Блаженный
Феофилакт Болгарский |