Мудрость
мира сего есть безумие пред Богом
(1 Кор. 3, 19))
Если кто из вас думает
быть мудрым в веке сем, тот будь безумным,
чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира
сего есть безумие пред Богом (1 Кор.
3, 18–19).
Кто, говорит
<апостол>, думает быть мудрым в веке
сем, тот будь безумным, то есть пусть
отринет мудрость внешнюю, чтобы приобрести
Божественную. Ибо как нищета по Боге
есть богатство и бесславие — слава: так
и безумие по Боге есть мудрость. Смотри
же: не сказал: пусть отринет мудрость,
но, что гораздо более, будет безумным,
то есть пусть ни о чем не умствует сам
от себя, пусть не верит собственным
доказательствам, но следует за Богом,
как стадо за пастырем, и верует всему
Божественному... Ибо она <мудрость
мира сего> не только не способствует
к приобретению истинной мудрости, но,
напротив, еще препятствует этому, потому
что, высоко думая о себе, отвергает
Божественное учение и таким образом
оставляет во всегдашнем неведении тех,
кто имеет эту мудрость; поэтому они и
уловляются Богом, как безумцы.
Итак никто не хвались
человеками, ибо все ваше: Павел ли, или
Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь,
или смерть, или настоящее, или будущее,—
все ваше; вы же — Христовы, а Христос —
Божий (1 Кор. 3, 21–23).
Это, кажется, говорит
к подчиненным, но поражает начальников,
внушая, что они отнюдь не должны
тщеславиться ни внешнею мудростью, так
как она есть безумие, ни духовными
дарованиями, так как они принадлежат
Богу и даются для пользы подчиненных.
Это значит слова: ибо все ваше, то
есть что же гордятся учители ваши? и для
чего вы надмеваете их и превозносите?
Они ведь ничего не имеют собственного,
но все, что у них есть, принадлежит вам,
дано им для вашей пользы, и они должны
быть вам благодарными… И жизнь
учителей, говорит, для вас, для того,
чтобы вы учились у них и получили пользу;
и смерть их для вас; ибо за вас и для
вашего спасения они подвергаются
опасностям.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |