Душевный
человек не принимает того,
что
от Духа Божия (1 Кор. 2, 14)
Но мы приняли не духа
мира сего, а Духа от Бога, дабы знать
дарованное нам от Бога, что и возвещаем
не от человеческой мудрости изученными
словами, но изученными от Духа Святаго,
соображая духовное с духовным. Душевный
человек не принимает того, чт!о от Духа
Божия, потому что он почитает это
безумием; и не может разуметь, потому
что о сем надобно судить духовно. Но
духовный судит о всем, а о нем судить
никто не может. Ибо кто познал ум
Господень, чтобы мог судить его? А мы
имеем ум Христов (1 Кор. 2, 12–16).
Дух, говорит <апостол>,
есть свет, и сей-то свет мы приняли,
чтобы, просвещаясь от него, узнали
сокрытое доселе. Что же это такое?
Дарованное нам от Бога, то есть все,
что относится к Домостроительству
Христову, именно: как Он умер за нас, как
сделал нас чадами Божиими, как в Себе и
нас посадил одесную Отца. Следовательно,
те, которые не имеют Духа, не знают тех
тайн...
Душевный человек тот,
кто во всем полагается на свои умозаключения
и не думает, что ему нужна высшая помощь,
и тот, кто ничего не хочет принимать
верой и все, что нельзя доказать, почитает
безумием. Итак, того, кто думает, что все
происходит естественным порядком, и не
допускает ничего сверхъестественного,
называет душевным, то есть естественным:
ибо душа его занимается только
домостроительством естества. И как
глаза телесные, сами по себе прекрасные
и в высшей степени полезные, без света
ничего не могут видеть, так и душа,
сделавшись способной к принятию Святого
Духа, без Него не может созерцать
предметов Божественных...
Не дивись, говорит, что
духовного человека и ум его я назвал
умом Господним. Все мы имеем ум Христов,
то есть все, что мы ни знаем, открыл нам
Христос, и разумение свое относительно
вещей Божественных имеем от Христа.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |