Для чего же
дан ветхозаветный закон?
Определенное для явления
Спасителя миру время, по планам Божиим,
было еще далеко. Между тем наступал для
человечества период юношеский... когда
возбуждение жизненных сил и потребностей,
и душевных и телесных, не дает разуму и
совести держать человека в должных
пределах. Предстоял всеобщий разлив
многообразной страстности. А при этом
неизбежна потеря всякой даже мысли об
имеющем исцелить всех от уязвления змия
Семени жены.
Чтобы этого не случилось,
благое промышление Божие, оставляя все
народы идти своим естественным путем,
избирает одно племя, организует его
так, чтоб оно и от беззаконных порывов
было обуздываемо, и хранило веру, что
придет наконец Семя, к Которому
относится обетование (ср.: Гал. 3, 19).
Для этого дан закон и посылаемы были
пророки.
Закон обуздывал, налагая
цепи: не прикасайся, не вкушай, не
дотрагивайся (ср.: Кол. 2, 21)... Но
внутренних позывов грешных не отнимал,
сердца не обрезывал, не оживлял духовно.
Этим стеснением внешним без внутреннего
изменения он располагал подзаконников
жаждать избавления, иначе, желать
внутреннего изменения, которое сделало
бы излишними и внешние цепи. В этом
существо избавления; и оно могло быть
подано только по вере в Иисуса Христа
(Гал. 3, 22). Таким образом закон, как бы за
руку взявши подзаконников, приводил их
ко Христу: был пестуном во Христа.
В этом, впрочем, отношении
не совсем были забыты и язычники. В духе
их оставлены неистребимыми — страх
Божий и требования совести... Таким
образом эти две духовные силы были для
язычников то же, что для иудеев закон с
своими грозными карами. И они заставляли
искать избавления, оставляя, однако ж,
ищущих в полной неопределенности
относительно сего искания.
Такою определенностию
обладали одни подзаконные иудеи. И в
этом их исключительное преимущество,
делающее их народом драгоценным для
всего человечества.
Святитель
Феофан Затворник |