Вероучительная
часть Послания к Галатам:
нужен ли закон
язычникам?
В первой <защитительной>
части святой Павел себя очистил от
некоторых нареканий и восстановил свое
апостольское достоинство. Расположив
же таким образом галатов снова внимать
с покорностию слову своему, начинает
вразумлять их, какую большую ошибку
сделали они, склоняясь к закону... Общее
впечатление… такое: если иудеи должны
оставить закон, который для них и дан,
то нам-то зачем себя вязать им?.. Главная
цель у святого апостола не та, чтоб
показать, что праведность не от закона,
а что закон не нужен для язычников, что
им дорога ко Христу Господу открыта
помимо закона...
Отличительное преимущество
христианства, ставящее его выше всех
других вер и исключительно выставляющее
истинною верою, есть дарование благодати
возрождения и других даров Святого
Духа. Не одна высота боговедения и
чистота нравственных законов отличает
его; но что в нем ради веры в Господа
чрез Таинства дается благодать Святого
Духа, делающая человека новою тварию:
чего никакая вера, кроме истинно
христианской, не дает и дать не может.
Откровение христианское
теперь есть на всех почти языках. Всякий
любознательный может вычитать и усвоить
себе содержащиеся в нем понятия; но все
он не будет христианин, пока не получит
благодати Святого Духа известным,
богоучрежденным путем...
И вот предмет, который
во всех своих Посланиях преимущественно
разъясняет святой Павел. Несправедливо
говорят, что у апостола Павла главное
— противопоставление веры делам. Нет,
главное у него — проповедь о благодати
Святого Духа, без коей нет спасения; все
же прочее — средства к сему. И в Послании
к Галатам не раз он обращается к сему
предмету... Он не доказывает, что без
Духа Святого всё ничто. Это считается
доказанным и всеми признанным. А
спрашивает: благодать Святого Духа как
вы получили? Законом? Нет.— Так на что
же вам закон?
Святитель
Феофан Затворник |