Твердость
святого Павла в учении о свободе от
закона
Говорили лжеучители
Галатам, что святой Павел сам нестоек
в своих убеждениях. У вас учит, что
нисколько не нужно держаться закона, а
в других местах, между иудеями, сам
блюдет закон и других подчиняет закону...
Против этого святой Павел отвечает им
сказанием о том, как он действовал в
отношении к святому Петру, когда тот,
по неведению, нечаянно поступил несогласно
с благом Церкви и успехами Евангелия.
Смысл этого сказания таков: точно, я
бываю с иудеями иудей и на других
действующих так смотрю снисходительно,
но только дотоле, пока этим содевается
спасение многих и зиждется благо веры;
как же скоро из этого выходило что-либо
вредное для веры и Церкви, тогда я
восставал против этого со всею силою,
несмотря ни на какое лицо...
Обстоятельство, о
котором поминает здесь святой Павел,
было следующее: в одно время, после
апостольского Собора, святой Петр пришел
в Антиохию, когда там был еще и Варнава
с апостолом Павлом. Церковь Антиохийская
состояла вся почти из уверовавших
язычников, были в ней и иудеи, но в
незначительном количестве. Святой Петр,
наученный откровением свыше не гнушаться
язычниками... жил в Антиохии с христианами
из язычников в полном общении, без
соблюдения обычных в отношении к
язычникам правил иудейских... Но когда
некоторые веровавшие иудеи пришли в
Антиохию от апостола Иакова, он стал
отстраняться от веровавших язычников
и прекратил свободное с ними общение,
боясь этих сущих от обрезания. К нему
пристали и прочие иудейские христиане,
антиохийские, так что и Варнава увлекся
их примером. Произошло разделение,
соблазнительное и опасное. Святой Павел,
заметив это, объяснил святому Петру, а
в лице его и всем иудеям-христианам, что
так действовать не следует. Что было
вследствие сего объяснения, святой
Павел не сказывает, но из молчания
святого Петра можно заключить, что все
согласились со святым Павлом, вступили
опять в общение с христианами из язычников
и мир Церкви восстановился.
Святитель
Феофан Затворник |