Печаль ради
Бога и печаль мирская
Ибо печаль ради Бога
производит неизменное покаяние ко
спасению, а печаль мирская производит
смерть (2 Кор. 7, 10).
Печаль по Бозе есть
скорбь и болезненное сокрушение сердца,
когда при помышлении о Боге и своих к
Нему отношениях сознают себя виновными
пред Ним безответно. Такое сознание
поражает страхом суда и осуждения; страх
же сей заставляет искать верного исхода
из горького своего положения...
Печаль мира есть печаль
из-за потерь славы, чести, имущества,
утех, расстройства житейских или
гражданских дел, вообще из-за чего-либо
земного, этою жизнию ограничивающегося,
спасения же и вечности не касающегося.
Все эти печали убивают горем и поражают
безотрадностию. Когда блага земные
отнимаются, то лишаемый их так себя
имеет, что у него будто душу вынимают.
По Бозе же печалящийся хотя тоже глубокою
скорбию поражается, но скорбь сия всегда
растворяется благонадежием помилования:
ибо всему свету известна Божия готовность
принимать кающегося...
Святой Златоуст
пространно рассуждает о сих двух печалях.
«Что значит печаль мира сего?— То, когда
печалишься об имуществе, о славе, об
умершем; все это печаль мира, а потому
и причиняет смерть. Кто печалится о
славе, тот завидует и часто доходит до
неизбежной гибели. Такою печалию
печалились Каин и Исав. Итак, под печалию
мира он разумеет ту, которая вредит
самим скорбящим. Ибо одна печаль о грехах
полезна, и сие ясно видно из следующего.
Скорбящий о потере богатства не
вознаграждает тем убытка; скорбящий об
умершем не воскрешает его; скорбящий
по причине болезни не только не избавляется
от болезни, но еще усиливает ее. Только
скорбящий о грехах приобретает пользу
от скорби: ибо истощает и истребляет
грехи. Печаль есть врачевство,
приготовленное на сей один случай; здесь
только имеет она силу и оказывает пользу,
в других же случаях вредит».
Святитель
Феофан Затворник |