Общинный строй
ранних христиан
и значение его
для миссии
Что общее назидание
составляло ее главную цель, что община
должна быть телом со многими членами,
что каждый член должен со-страдать и
сорадоваться другому, что Иисус Христос
призвал не каждого в отдельности, но
создал общину, в которой каждый находит
свое место, об этом учили повсюду. Как
энергично и неутомимо заботился об этом
апостол Павел, о том свидетельствуют
его Послания. И быть может, тот факт
составляет собой величайшее явление
как в этой религии, так и в деятельности
апостола Павла, что здесь столь высоко
напряженный индивидуализм... далекий
от того, чтобы подавить стремление к
объединению, наиболее сильно содействовал
ему. Братская любовь стала здесь рычагом,
и к ней тотчас же присоединилось
богатейшее наследство — наследство
прочно устроенной Иудейской церкви.
Кроме того, возникла еще удивительная
практическая концепция, поставившая
общую Церковь, как идеальное общество,
в такое тесное соотношение с отдельными
общинами, что сказанное об одной может
быть повторено и о другой: Церковь
Коринфская, Церковь Эфесская — все это
«общины Божии». Не говоря о содержании
явления, каждый государственный человек
и политик при виде его должен изумиться
тому решению, какое нашла себе здесь
одна из труднейших проблем каждой
сложной организации: правильно удержать
самостоятельность местной общины и
связать с ней сильный, проникнутый
единством и обнимающий всю <Римскую>
империю общий порядок, постепенно
преобразующийся в общее учреждение.
Какую прочность должно
было обеспечить для отдельных лиц такое
учреждение! Какой притягательной силой
должно было обладать оно, коль скоро
цели его становились понятными! Оно, а
не тот или другой евангелист, было
могущественнейшим миссионером. И
действительно, мы можем утверждать, что
уже одно бытие и постоянная деятельность
этих отдельных обществ преимущественным
образом содействовали распространению
христианства.
Адольф Гарнак |