И возвел их
на гору высокую (Мф. 17, 1)
Возвел их на гору, чтоб
показать им славу Божества и дать им
знать, что Он — Искупитель Израиля, как
объявил через пророков, и чтоб не
соблазнились о Нем, видя вольное Его
страдание, какое имел Он претерпеть за
нас по человечеству. Ибо знали Его как
человека и не разумели, что Он — Бог.
Знали Его как сына Мариина, как человека,
жившего с ними в мире. И на горе дал им
разуметь, что Он — Сын Божий и Бог.
Видели, что Он вкушал и пил, утомлялся
и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в
страх и проливал пот; все же это
приличествовало не Божественному
естеству Его, а только человечеству. И
потому возводит их на гору, чтобы Отец
провозгласил Его Сыном и показал им,
что действительно Он — Сын Божий и
Бог...
Возвел их на гору и
показал им славу Божества Своего прежде
воскресения, чтобы, когда восстанет из
мертвых в славе Божественного естества
Своего, узнали они, что не за труд Свой
приял Он славу сию, как нуждавшийся в
славе; но что прежде веков принадлежала
Ему слава с Отцом и у Отца...
И так сию славу Божества
Своего, невидимую и сокровенную в
человечестве, показал апостолам на
горе. Ибо видели лицо Его блистающим,
подобно молнии, и одежды Его белыми, как
свет. Два солнца увидели ученики: одно
на небе, обыкновенное, а другое
необыкновенное; одно — видимое ими и
озаряющее мир на тверди, другое — им
одним являющее лицо Свое. Одежды же Свои
показал белыми, как свет, потому что из
всего тела Его истекала слава Божества
Его и во всех членах Его сиял свет Его.
Не как у Моисея, не одна внешность плоти
Его просияла благолепием, но из Него
изливалась слава Божества Его, из Него
восходил свет Его и в Нем сосредоточивался,
не переходил от Него на что-либо другое,
оставляя Его, не со стороны приходил к
Нему, чтоб украсить Его, и не был для
Него заимствованным. Но не всю пучину
славы Своей показал им, а в какой мере
могли вместить зеницы очей их.
Преподобный
Ефрем Сирин |