Общинный строй
ранних христиан
и значение его
для миссии
Христианская проповедь
должна была приобретать души и приводить
их к Богу, «дабы число избранных
исполнилось», но уже с самого начала
она действовала в форме общества и своей
целью ставила объединение верующих.
Прежде всего это объединение проявилось
среди учеников Христа, сознававших и
понимавших себя, как мы видели, истинным
Израилем и Церковью Божией. Они
заимствовали форму и тесную связь от
Иудейской церкви, одухотворили и укрепили
ее и оказались в один момент, можно
сказать, во владении прочной и
исключительной организации.
Но эта организация,
долженствовавшая обнять собой всех
христиан на земле, состояла пока только
в религиозной мысли. Как чисто идеальная,
она едва ли могла рассчитывать на
продолжительное существование, если
бы к ней не присоединилась местная
организация. И эту организацию христианство
первоначально восприняло от иудейства,
от синагог... Основанные в своем существе
на братском союзе, вышедшие из синагог,
христианские общины выработали из себя
местную организацию с двойной силой,
более прочной, чем были сами иудейские
общества. Возвышению значения каждой
отдельной организации чрезвычайно
много способствовала особая точка
зрения, с какой они рассматривали сами
себя: каждая община представляла собой
самозаключенное целое и в то же время
являлась отображением всей Церкви
Божией, должна была так мыслить себя и
действовать... Члены общества, сходившиеся
поначалу ежедневно, потом собирались
понедельно, замыкались против всего
стороннего и объединялись в общении
культа и взаимной поддержки, сознавая
себя как общину Божию.
В общину такого рода
неофиты могли быть только приобретаемы,
то есть воспитываемы для нее; противоречили
они всем требованиям, какие предъявлял
культ или посвящение, и сама общинная
жизнь, как она проявлялась, могла служить
для них лучшим приготовлением.
Адольф Гарнак |