Общинный строй
ранних христиан и значение
его для миссии
Естественно, что как в
начале, так и во все времена среди общин
встречались такие члены, которые думали,
что христианские посвящения и блага
можно получить так же, как блага Изиды
или «Великой матери», и затем уйти прочь.
Других легкомыслие, лень и пресыщение
располагали покинуть общину после
краткого или сколько-нибудь продолжительного
пребывания в ней. Иногда воображаемое
сознание, что высшая степень духовного
совершенства уже достигнута и помощь
общины излишня, побуждало устраняться
от общественного назидания и богослужения.
Многих удерживал страх перед государственной
властью: боялись посещать богослужение,
чтобы не навлечь на себя подозрения в
принадлежности к христианам...
Такое религиозно-социальное
общество, без всякой национально-политической
подкладки, явилось на греко-римской
почве как нечто новое и неслыханное.
Религиозно-социальные общества там
даны были только в рудиментарных формах,
вроде философских школ с их общей жизнью
и иногда религиозным характером. Здесь
же предстояло общество, теснейшими
узами связывавшее своих единоверцев в
каждом городе, предполагавшее целожизненную
принадлежность как самопонятный долг,
предлагавшее своим сочленам не только
однократное или повторяющееся посвящение,
но собиравшее их ежедневно, день за днем
возводившее их к духовным благам и
возлагавшее на них обязанности. Члены
общества, сходившиеся поначалу ежедневно,
потом собирались понедельно, замыкались
против всего стороннего и объединялись
в общении культа и взаимной поддержки,
сознавая себя как общину Божию.
Адольф Гарнак |