Первоначальная
апостольская проповедь: религия разума
«Мы из тьмы возвращены
к свету» — это был радостный крик всего
христианства в те первые века. Как тяжкая
ночь казался им политеизм; теперь она
прошла; ясное солнце стояло на небе!
Куда бы они ни оглядывались, они все
воспринимали в духовном монотеизме, в
живой Божественной ясности и очевидности...
Простирали ли они свой взор на природу
— они услаждались наблюдаемому в ней
законосообразному единству движения:
небо и земля были для них свидетелями
единства и всемогущества Бога.
Всматривались ли они в свойства и природу
человека — они созерцали в нем черты
Творца. В разуме и свободе человека они
восхваляли неисчислимые блага Его. Они
сравнивали Божественное откровение с
этим разумом и свободой — и вот, все
стоит в гармоничном согласии! Ничто ни
возложено на человека, чего бы ранее не
было в нем, ни открыто ничего такого,
что уже ранее не заключалось бы в его
внутреннем существе. Они взирали на
Христа, и как бы пелена спадала с глаз
их: в Нем действовал Логос, Тот Логос,
Которым создан мир, с Которым таинственными
узами неразрывно связана духовная часть
человека, Который действовал в истории
во всем добром и благородном и, наконец,
открылся в Своей полной силе, чтобы
уничтожить все препятствия и затруднения,
в какие поставлен был человек, созданный
столь славным и в то же время слабым
существом. Вдумывались ли они в ход
истории, в начало, середину и конец ее,—
и вот все соединяется в один непрерывный
подъем, в одно величественное заключение...
Разум, свобода и бессмертное существо
сменили собой заблуждение, нужду и
погибель.
Таково было христианство
многих — светлый, радостный факт, учение
чистого разума. Не бременем для разума
было оно, а освобождением. Не чуждое
что-либо оно предлагало разуму, но
выясняло его же собственное, но затемненное
содержание. Христианство есть Божественное
откровение и вместе с тем чистый разум,
истинная философия.
Адольф Гарнак |