Первоначальная
христианская проповедь:
благовестие
о «новом народе» и «третьем роде»
Раз христиане сознали
себя как новый и древний народ, то они
не могли уже довольствоваться только
тем, чтобы противопоставить это сознание
иудейству и спорить с ним о праве на
владение обетованиями и священными
книгами; распространяясь на почве
Греко-Римской империи, они должны были
свести счеты между собой и этим народом.
Это сделал уже апостол Павел, а другие
последовали за ним.
Апостол Павел, когда
разделяет человечество, однажды
выражается о греках <еллинах>
и
варварах рядом с иудеями (см.: Рим. 1,
14), в другой раз о варварах и скифах
рядом с греками <еллинами> (см.: Кол.
3, 11), но, как природный иудей и фарисей,
он чаще всего употребляет двойное
деление — на обрезанных и необрезанных:
последних он кратко называет греками.
Обоим этим народам он противопоставляет
Церковь как новое творение... Но он не
довольствуется одним только
противопоставлением; он понимает Церковь
как новое творение, которое должно
воспринять в себя иудеев и греков и в
высшем единстве уничтожить различия
обоих народов. Христианский народ
для него не третий наряду с другими, а
новая ступень в истории человечества
в конечном ее пункте, выступающая на
прежней двусоставной ступени и
долженствующая положить конец не только
прежним национальным различиям, но
социальным и даже половым… Особенно
выразительно в Послании к Ефесянам:помните, что вы некогда были язычники,
отчужденные от общества Израильского...
Христос есть мир наш, сделавший
из
обоих одно и разрушивший стоявшую
посреди преграду... дабы из двух создать
в Себе Самом одного нового человека,
устрояя мир, и в одном теле примирить
обоих (ср.: Еф. 2, 11–12, 14–16). Наконец, в
Послании к Римлянам апостол Павел
развивает целую историко-философскую
теорию, по которой новый народ, имевший
свою подготовительную историю в Израиле,
теперь, после ожесточения Израиля,
воспримет
в себя языческий мир и в
конце времен обнимет вместе с полнотой
язычников и весь Израиль (ср.: Рим. 11,
25–26).
Адольф Гарнак |