Первоначальная
христианская проповедь:
благовестие
о «новом народе» и «третьем роде»
Евангелие возвещалось
как совершенное иудейство, как новая
религия и вместе с тем восстановленная
и приведенная к своему первоначальному
виду перворелигия... Убеждение, что
Иисус, Учитель и Пророк, есть Мессия,
долженствующий вновь прийти, чтобы
завершить Свое дело, скоро внедрилось
в сознание, что быть Его учеником значит
быть Его народом: вы род избранный,
царственное священство, народ святой,
люди, взятые в удел (ср.: 1 Пет. 2, 9).
Почувствовав себя народом, христиане
вместе с тем сознали себя истинным
Израилем, новым народом и вместе с тем
— старым.
Это убеждение быть
народом... тотчас же дало исповедникам
новой религии политически-историческое
сознание, и притом всеобъемлющее,
совершеннейшее и полное глубочайшего
смысла, какое только можно представить
себе. Можно ли вообразить себе что-либо
более высокое и богатое содержанием,
чем этот комплекс моментов, заключающихся
в самооценке: «истинный Израиль», «новый
народ», «первоначальный народ», «народ
будущего», то есть вечности?
Эта самооценка
обеспечивала им прочное положение
против всех упреков и изворотов политики
и помогала им преуспевать на всех линиях
победоносной борьбы. Упрекали ли их:
«Вы — отпавшие иудеи»,— они отвечали:
«Мы — общество Мессии, истинные
израильтяне»; называли ли их: «Вы не что
иное, как иудеи»,— возражение было
готово: «Мы — новое творение, новый
народ». Обвиняли ли их в новшестве, в
том, что «они существуют со вчерашнего
дня»,— оправдание было легко: «Мы только
по видимости новый народ; скрытно мы
существовали изначала и предшествовали
всем народам; мы первонарод Божий».
Говорили им: «Вы недостойны оставаться
в живых»,— ответ звучал: «Мы готовы
умереть, чтобы жить; мы граждане будущего
мира и уверены в воскресении».
Адольф Гарнак |