Первоначальная
христианская проповедь
Когда древние христиане
рассматривали свидетельства духа и
силы, они это делали с точки зрения их
нравственного и религиозного воздействия;
ради этих именно последствий они и даны
Церкви. Апостол Павел обозначает их как
назидание всей Церкви и применительно
к отдельным — как новое рождение из
смертного в духовно живущее. Назидание
есть возрастание во всяком благе: плод
духа есть любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие,
вера, кротость, воздержание (ср.: Гал.
5, 22–23), и свидетельство силы заключается
в том, что Бог призвал не много мудрых
по плоти, не много сильных по духу, не
много благородных, но ничтожных и слабых
людей и их обратил в нравственно сильных
и знающих (см.: 1 Кор. 1, 26–28). Нравственное
возрождение и нравственная жизнь, по
апостолу, не есть только одна сторона
христианства, но плод и последняя земная
цель его…
В потрясавшей душу и
тело проповеди о наступающем суде и в
блаженном обладании духом Христовым
нравственное возвышалось на более
чистое и прочное положение. Преимущественно
это выражалось в борьбе против грехов
плоти, какую предприняло христианство
против прелюбодеяния: нарушение брака
есть противоестественный порок.
Решительно только один брак имел значение
в христианских общинах как дозволенный
половой союз. В тесной связи с этой
борьбой против плотских пороков стояло
строгое запрещение искусственного
извлечения плода и подкидывание детей.
С такой же силой христиане боролись
против любостяжания, скряжничества,
нечестности в торговле и поведении,
следовательно против служения мамоне
во всех его видах, и с таким ожесточением,
какое прилично в этом деле. Далее, они
преследовали двусмысленность и ложь.
По этим трем направлениям главным
образом двигались усилия христианской
проповеди в нравственной области. Чистые
люди, которые не привязаны к владению
и не своекорыстны, должны быть христианами,
и притом люди правдивые и кроткие.
Адольф Гарнак |