Первоначальная
христианская проповедь:
экзорцизм —
освобождение от злых духов
...Лукиан говорит о
христианах: «Их первый Законодатель
убедил их, что они все друг другу братья;
они выказывают невероятную деятельность,
когда случается что-нибудь затрагивающее
их общественные интересы: ничто им тогда
не дорого»...
Таким образом, Евангелие
сделалось социальным благовестием.
Проповедь, захватывавшая внутреннее
существо людей, отрешавшая его от мира
и соединявшая его со своим Богом, была
вместе с тем проповедью солидарности
и братства. Справедливо сказано, что
Евангелие в глубине своего содержания
столь же индивидуалистично, сколько и
социалистично. Его ассоциативная
тенденция — не случайное явление в его
истории, но существенный элемент его
самобытности. Оно одухотворяет
непреодолимое влечение, какое имеет
человек к человеку, и возводит общественные
связи людей от простого собрания в
область нравственно необходимого. Оно
возвышает достоинство человека и
побуждает преобразовать это существующее
общество — социализм, опирающийся на
предположении противоположных интересов,
превратить в социализм, который
основывается на сознании духовного
единства и общей цели.
Это ясно предносилось
уму великого апостола язычников; в своих
маленьких общинах, в которых каждый
носил тяготу другого, он созерцал в духе
новое человечество и в Послании к
Ефесянам дал ему радостно-торжествующее
выражение. В несущественную видимость
разрешались в этих общинах противоположности
между иудеем и язычником, варваром и
греком, знатным и низким, богатым и
бедным. Новое человечество уже
существовало. Апостол созерцает его
как Тело Христово, в котором каждый член
служит другому и каждый необходим на
своем месте. В часы высокого одушевления
он провидел в этих общинах, несмотря на
их скудость и слабость, развитие, имеющее
объять тысячелетия.
Адольф Гарнак |