...Врачевание души и
люди, знающие как врачевать душу, никогда
не исчезали в Церкви; даже весь свой
догматический и культовый аппарат
Церковь выработала с точки зрения этой
цели. Она все более и более продолжала
становиться великой лечебницей, лазаретом
человечества; язычники, грешники и
еретики были больными, церковное учение
и действия были врачевством; епископы
и душепопечители суть врачи, но только
как служители Христа, Врача душ.
Я выхвачу несколько
примеров: «Как благо тела состоит в
здоровье, так благо души —
в познании
Бога»,— говорит Иустин... «Иисус, как
превосходный врач, ради исцеления
больных исследует отвратительное и
прикасается к омерзительному, при чужих
страданиях Сам испытывает скорби, и
нас, которые были не только больны, не
только страдали ужасными нарывами и
гнойными язвами, но уже подлежали смерти,
Сам Собой спас из пучины смерти... Он —
Податель жизни, Податель света, наш
великий Врач, Царь и Господь Христос
Божий» <Евсевий>. «Врач не может
с успехом применить ни одного средства
к нуждающемуся в лечении телу, если он
не удалит сидящее в теле зло или не
воспрепятствует приближающемуся злу.
Так и Учитель истины никого не может
убедить в Своем учении о истине, пока
заблуждение скрыто в душе слушателей
и противится доказательствам»<Афинагор>...
О еретиках уже во Втором
Послании к Тимофею говорится, что слово
их распространяется, как рак (см.: 2 Тим.
2, 17). Подобные выражения повторялись
часто и изобретались новые. «Их речи
прилипают как чума» <Киприан>.
«Еретиков исцелить трудно,— говорит
Игнатий Антиохийский,— один есть Врач...
Иисус Христос, наш Господь». В
противоположность еретическим
заблуждениям, правое учение уже в
пастырских Посланиях называется здравым
учением (Тит. 2, 1).
Но наиболее часто с
лечением сравнивается покаяние: «Не
все раны лечатся одним и тем же пластырем:
лихорадочные случаи останавливаются
облегчительными повязками»,— значится
у того же Игнатия.
Адольф Гарнак |