О трудах
священномученика Онуфрия,
архиепископа
Курского
...Чтобы понять значение,
какое имели заклинания для древнейшего
христианства, нужно помнить, что, по
вере христиан, Сын Божий пришел в мир
для того, чтобы победить сатану и его
царство. Евангелисты, в особенности
Лука, всю жизнь Христа, начиная с истории
Его искушений, изображают как непрерывную
борьбу с сатаной...
Замечательно, что еще
при жизни Христа были люди, изгонявшие
бесов, не имея на то полномочий от Него.
Иоанн сказал по этому поводу Иисусу:
Учитель! мы видели человека, который
именем Твоим изгоняет бесов... и запретили
ему, потому что не ходит за нами. Иисус
сказал: не запрещайте ему, потому что
никто, сотворивший чудо именем Моим, не
может вскоре злословить Меня. Ибо кто
не против нас, тот за нас (ср.: Мк. 9,
38–40). О Марии Магдалине известно, что
из нее вышли семь бесов (см.: Лк. 8, 2; Мк.
16, 9); наконец, среди тех знамений, какие
обещаны верующим, изгнание бесов
поставлено на первое место (см.: Мк. 16,
17).
Как заклинатели бесов
вступили христиане в мир, и заклинание
было очень важным средством проповеди
и распространения христианской религии.
Здесь дело шло не только о заклинании
и победе над живущими в отдельных людях
демонами, но и об очищении всей общественной
жизни от них. Ибо «мир стоит под господством
мрачного» (Послание Варнавы), лежит
во зле (1 Ин. 5, 19). И это была не простая
теория, но само жизненное ощущение. Весь
мир и окружающая его атмосфера полны
демонов; все формы жизни — не одно
идолопоклонство — находятся во власти
их. Они восседают на троне и окружают
колыбель младенца. В действительности
земля есть ад, хотя она есть и остается
творением Божиим. Но против этого ада
и диавола христиане одарены непобедимым
оружием. Рядом с доказательствами,
заимствованными из идеи богодухновенности
Священных Писаний, они в защиту
Божественности своего учения особенно
часто указывали на дарованную им силу
заклинания, прогоняющую демонов и даже
принуждающую их свидетельствовать за
истину.
Адольф Гарнак |