Первоначальная
христианская проповедь: Евангелие
любви благотворения
Тертуллиан... пишет:
«Если у нас существует также и род кассы,
то она возникает не через получение
гонорара за принятие в общество, но
каждый отдельно жертвует в определенный
день месяца, или когда хочет, умеренный
дар, сколько хочет и может; никто его не
принуждает к этому, но каждый дает
добровольно свой взнос. Это есть
сбережения благочестия. Потому что
ничего из них не расходуется на пирушки,
попойки или бесполезное объедение, но
всё употребляется на поддержание и
погребение бедных, на детей, лишенных
родителей, на девиц без имущества, а
также на стариков, не могущих выходить
из дома, затем на потерпевших
кораблекрушение, и, если какие люди
находятся в рудниках, на островах или
в заключении, поскольку причиной этого
является их принадлежность к обществу
Божию,— вот эти имеют право на попечение
своих единоверцев».
Щедролюбие все более
и более становится предметом увещания;
дом должен быть местом этой добродетели,
ежедневная жизнь — ее охранением... Но
древние христиане не довольствовались
этим простым способом милостыни; с
самого начала, по-видимому, у них имелась
общественная касса... и благотворительная
деятельность поставлена в тесную связь
с культом и должностными лицами в общине.
Богатый материал, каким мы владеем,
позволяет нарисовать следующую картину.
В каждое воскресенье,
или раз в месяц, или когда вздумается,
приносили к богослужению дары (деньги
или естественные продукты) и передавали
их предстоятелю. Предстоятель полагал
их на стол Господень и этим самым посвящал
их Богу, отсюда и получавший принимал
их как бы из рук Самого Бога... Предстоятель
определял, кто и сколько должен получить
из даяний. При этом он совещался с
диаконами, которые должны были возможно
точным образом осведомиться о положении
дела. Диаконы же раздавали подаяния или
прямо по окончании богослужения или
относили нуждающимся на дом.
Адольф Гарнак |