Суд за одно
преступление — к осуждению;
а дар благодати
— к оправданию от многих преступлений
Посему, как одним
человеком грех вошел в мир, и грехом
смерть, так и смерть перешла во всех
человеков, потому что в нем все согрешили...
Однако же смерть царствовала от Адама
до Моисея и над несогрешившими подобно
преступлению Адама, который есть образ
будущего. Но дар благодати не как
преступление. Ибо если преступлением
одного подверглись смерти многие, то
тем более благодать Божия и дар по
благодати одного Человека, Иисуса
Христа, преизбыточествуют для многих.
И дар не как суд за одного согрешившего;
ибо суд за одно преступление — к
осуждению; а дар благодати — к
оправданию от многих преступлений
(Рим. 5, 12, 14–16).
Что же значит: в нем
все согрешили? То, что все согрешили
в Адаме...
Поскольку же доказано,
что греха от преступления закона еще
не было, то остается, что то был грех
Адамов, чрез который смерть царствовала
и над теми, которые не согрешили
непосредственно...
но согрешили в подобии
преступления Адама и сделались причастны
падению его как праотца, который есть
образ Христа. Ибо как древний Адам сделал
всех повинными в его падении, хотя они
не пали, так и Христос оправдал всех,
хотя они не сделали ничего, за что
следовало бы оправдать их. Вот почему
он есть образ будущего,
то
есть Христа.
Христос, говорит,
доставил пользу не в такой лишь мере, в
какой причинил вред Адам. Если грех
столько был силен, что вследствие падения
одного осуждены все потомки его, хотя
они не пали; то гораздо большее и
обильнейшее действие произведет на
многих благодать Бога Отца, и не только
Его, но и Сына Его. И дар Божий не может
быть равномерен осуждению чрез одного
согрешившего. Ибо преступление, то
есть грех, подлежащий осуждению,
проистекающий от Адама, к осуждению,
то есть к смерти, и множество грехов
всегда существовали в потомстве его,
так что люди находились во власти многих
грехов и смерти. А дар благодати — к
оправданию от многих преступлений,
то есть благодать не только изгладила
этот единый грех, но и другие грехи, за
ним следовавшие; ибо стала для нас в
оправдание.
Блаженный
Феофилакт Болгарский
|