Не устами
только исповедовать и воспевать Бога,
но и в сердце
своем иметь Его
Ибо не тот Иудей, кто
таков по наружности, и не то обрезание,
которое наружно,
на плоти; но тот
Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание,
которое в сердце,
по духу, а не по
букве: ему и похвала не от людей, но от
Бога (Рим. 2, 28).
Вот кто настоящий иудей!
Кто при внешнем имеет и внутреннее,—
то, что в духе тайно созидается и что,
будучи для людей невидимо и сокрыто,
всегда видимо и открыто для Бога: не
храм только вещественный чтит, но
созидается сам для Бога в дом духовный
(1 Пет. 2, 5); не жертвы только из своей
собственности приносит Богу, но себя
самого
в духе приносит Ему в жертву
живую, святую (Рим. 12, 1), готов будучи
всегда и умереть славы ради имени Его;
не устами только исповедует и воспевает
Бога, но и в сердце своем имеет Его своим
Богом, всегда о Нем помнит, любит Его и
боится оскорбить Его и всегда к Нему
единому прибегает, все упование свое
на Него возлагая; не дела только законные
внешно творит, но и соответственные им
питает сердечные чувства и расположения
— милосерд, сострадателен, готов на
всякую помощь брату, уступчив, терпелив,
верен в слове, целомудр не телом только,
но и оком, и сердцем — и вообще украшен
всеми добродетелями в сердце своем. Вот
настоящий иудей! Соответственно сему
и обрезание настоящее не то только,
которое во плоти, но то, когда при
обрезании плоти совершается обрезание
и сердца духом. Святой Моисей писал, что
Бог избрал себе иудеев и печатию избрания
положил обрезание; но тут же приложил:
обрежьте крайнюю плоть сердца вашего
(Втор. 10, 16), возводя чрез то обрезание к
полноте его совершенства. Обрезание
сердца означает отсечение от него всех
страстей — гнева, похоти, зависти,
гордости, тщеславия, корыстолюбия, со
всеми их порождениями. Обрезанное сердце
есть сердце чистое и непорочное, свободное
от всего греховного и преисполненное
святых чувств и расположений. Кто имеет
такое сердце, тот настоящий обрезанный.
Святитель
Феофан Затворник |