Приимите,
ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое
(1 Кор. 11, 24)
Сие творите в Мое
воспоминание. Святой Златоуст уже
сказал: «Что тогда на вечере было
совершено, то совершается и теперь на
вечерях Господних». Тогда не было ничего
преимущественного пред теперешними
тайными вечерями, и в теперешних тайных
вечерях ничего нет недостающего против
той. Ибо совершитель Таин Тот же Господь,
Который и тогда установлял сие Таинство.
С той минуты сие таинственное воспоминание
о Господе продолжается в Церкви среди
всех всюду верующих, и не мысленное, а
как повторение дела в самом существе
его.
Также и чашу после
вечери, и сказал: сия чаша есть новый
завет в Моей Крови; сие творите, когда
только будете пить, в Мое воспоминание
(1 Кор. 11, 25).
Также и чашу, то
есть прием, благодарения и благословения
тайносовершительного не повторяет, а
уже как готовую Кровь подает, говоря:
сия чаша есть новый завет. Апостол
не приводит слов: пейте из нее, ибо это
разумелось само собою, а только воспоминает
слова, означающие таинственную силу
Крови: сия чаша есть новый завет в Моей
Крови. Моисей, прочитав закон вслух
всех израильтян, окропил их кровию
жертвенною и сказал: вот кровь завета,
который Господь заключил с вами (Исх.
24, 8). Смысл ветхозаветного кропления
был: не исполнишь закона — своею кровию
заплатишь за неисполнение. Смысл чаши
Нового Завета есть: хоть бы мне пришлось
всю кровь свою пролить, не отступлю от
Тебя и заповедей Твоих, Господи. Как
Господь ради нас пролил Кровь Свою, так
мы должны быть готовы пролить за Него
свою. В этом существо Нового Завета.
На наше решение жертвовать
жизнью за Господа и веру в Него и заповеди
Его, животворящая Кровь Господа нисходит
внутрь как очистительная и освятительная
сила. Пиющие ее не страх смерти на себя
приемлют, а воодушевлением благодатным
исполняются, готовым на все святые дела
и все лишения и скорби.
Святитель
Феофан Затворник |