Мы погреблись
с Ним крещением в смерть, дабы, как
Христос воскрес из мертвых славою Отца,
так и нам ходить в обновленной
жизни (Рим. 6, 4)
Итак, говорит, мы
спогреблись в смерть Христову, чтоб
жить новою жизнию. Но прямо
ли
это выходит из предыдущего? Там говорилось,
что, крестясь, мы крестились в смерть
Христову, что означает: умерли греху...
А он говорит: спогреблись, чтобы жить
новою жизнию. Зачем он так сказал? Затем,
что это есть другое выражение одной и
той же мысли; ибо жить новою жизнию —
значит: жить жизнию, противоположною
прежней;
и если прежняя была греховная,
такая, в коей мы жили греху,— то эта
новая должна быть жизнию такою, в коей
не следует нам жить греху или следует
быть мертвыми ему.
Или затем,— чтобы
указать вторую половину действия святого
крещения; ибо в нем мы не умираем только,
но и оживаем, или воскресаем. Умираем
для греха, а воскресаем для правды и
святости... Когда душа умирает чему, то
не сама умирает: ибо есть присноживуща,
а только отвращается от того, чему
умирает, и смертельною возненавидевает
то ненавистию. Но ненависть и отвращение
всегда так строятся в душе, что, отвращаясь
от одного, она не в пустоту обращается,
а к чему-либо противоположному тому,
чего отвращается. По сему закону,
возненавидевая грех
и отвращаясь от
него, она в то же время обращается к
правде и святости и возлюбляет их.
Совершается сие
обновление жизни в том же святом крещении,
в коем умирает и грех. Совершается же
не механически, а по внутренним
произвольным изменениям или решениям...
Почему пред погружением в купель мы,
отрекшись от сатаны и дел его, сочетаваемся
Христу Господу, чтоб Ему посвящать всю
жизнь. Это расположение
в купели
благодатию Божиею запечатлевается и
силу принимает быть действенным. Выходя
с ним из купели, крещенный является
таким образом совсем новым, обновленным
в нравственно-духовной своей жизни,—
воскресает.
Святитель
Феофан Затворник
Святитель
Феофан Затворник |