1 июня
Уча другого,
не учишь себя самого? (Рим. 2, 21)
Вот, ты называешься
Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и
хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и
разумеешь лучшее, научаясь из закона,
и уверен о себе, что ты путеводитель
слепых, свет для находящихся во тьме,
наставник невежд, учитель младенцев,
имеющий в законе образец ведения и
истины: как же ты, уча другого, не учишь
себя самого?
(Рим. 2,
17–21).
Хвалиться Богом —
воистину есть выражение того, что
отношения наши к Богу находятся в
настоящем виде. Так поступать может
только тот, кто состоит в живом союзе с
Богом, в Нем едином и Им единым живет.
Это плод последних степеней
нравственно-духовного совершенства.
Имеющие истинную веру все должны быть
таковы. И следовательно, хвалиться Богом
есть долг тех, которые приняли от Бога
истинную веру... Но можно хвалиться лишь
языком, не имея в сердце такого хваления.
В сердце и притвориться нельзя таким
хвалением: оно плод жизни. Апостол
говорит: ты хвалишься Богом? Это хорошо;
но посмотри, искренно ли и истинно ли
сие хваление. Можно языком хвалиться о
Боге, чтоб повеличаться пред другими,
не имея в сердце соответственных тому
чувств...
Язычники безответны,
что, зная доброе по внушению совести,
делали злое. Ты же, иудей, от Самого Бога
получил познание о достодолжном, и не
только это имел, но и сознавал себя
учителем других. Посуди теперь, сколько
ты безответнее, когда делаешь худое?
Других учишь, а сам что?.. Когда учишь
другого, то, значит, не только знаешь
должное, но и желаешь, чтобы оно признано
было таковым другими и вошло в жизнь.
Сам же ты: что остаешься назади и не
трогаешься с места, подобно столбу,
который указывает другим дорогу, а сам
недвижим пребывает? Замечают, что когда
кто сам в чем погрешает, то ревностнее
обличает за то же других. Апостол говорит
как бы: не трать ты эту ревность попусту
и вместо других обрати лучше всю ее на
себя самого.
2 июня
Которому
служу духом моим (Рим. 1, 9)
Свидетель мне Бог,
Которому служу духом моим в благовествовании
Сына Его,
что непрестанно воспоминаю
о вас, всегда прося в молитвах моих,
чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила
мне придти к вам (Рим. 1, 9–10).
Итак, служение, коим
святой Павел служил Богу, было благовестие.
Как исправлял он это служение? Духом,
говорит, моим. Что же значит служить
Богу в благовестии духом? Данным ему
дарованием.
«Много видов служения
Богу. Ему служат: и кто молится, и кто
постится, и кто внимает Божественным
словесам, и также кто имеет попечение
об услугах странным. А Божественный
апостол сказал, что служит Богу, предлагая
народам благовествование Сына Его, и
служит духом, то есть данным ему
дарованием» (БлаженныйФеодорит).
Так и другие толковники.
То, что святой Павел
называет дух сей своим, не препятствует
видеть под сим словом дар Святого Духа:
ибо духовное дарование усвояется тому,
кому даруется. Апостол мог так сказать,
разумея: духом благодати, данным мне...
Можно под тем, как святой
Павел служил Богу духом своим в
благовестии, разуметь и: всем существом
моим, всеми силами, со всею искренностию
или, как говорит он о себе
к святому
Тимофею, чистою совестию (ср.: 2 Тим.
1, 3). Можно и так полагать: апостол служит
Богу не телом только и душою, но паче
высшею своею частию, то есть духом: ибо
он в человеке различает три сии, пиша к
солунянам: и ваш дух и душа и тело во
всей целости да сохранится без порока
в пришествие Господа нашего Иисуса
Христа
(1 Фес. 5, 23).
В благовествовании
Сына Его — или о Сыне, или которое от
Сына. Евангелие все — о Сыне: как пришел,
воплотился, пострадал, умер, воскрес,
вознесся на небо, и воссел одесную Отца,
и, яко Глава Церкви, правит ею и всем во
благо ее. Но оно же есть и от Сына: ибо
Он начал благовестие, а пронести его по
миру поручил апостолам; в апостолах
хотя действовал Дух, но Он все принял
от Сына же.
Святитель
Феофан Затворник |