Язычники стали
чинить всякое беззаконие
и всякую
неправду
И как они не заботились
иметь Бога в разуме, то предал их Бог
превратному уму — делать непотребства,
так что они исполнены всякой неправды,
блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы,
исполнены зависти, убийства, распрей,
обмана, злонравия, злоречивы, клеветники,
богоненавистники, обидчики, самохвалы,
горды, изобретательны на зло, непослушны
родителям, безрассудны, вероломны,
нелюбовны, непримиримы, немилостивы
(Рим. 1, 28–31).
Иметь Бога в разуме —
значит: и памятовать о Нем, содержать
Его в уме и в сознании, с соответственными
тому религиозными чувствами и
расположениями, и иметь о Нем здравые
понятия, истинно о Нем умствовать,
истинное содержать исповедание веры...
Язычники сначала, по причине осуечения,
стали забывать Бога, а забывая, омрачаться
и в понятиях о Нем. Омрачавшиеся понятия
рождали еще большее богозабвение, а
большее богозабвение вело еще к более
неправым о Нем понятиям...
По природе ум ведает,
что добро и что зло, что право и что
неправо, и умеет действовать соответственно
тому. Но жизнь чувственная низвратила
его, и он стал называть доброе лукавым
и лукавое добрым… Страх Божий держится
истинным боговедением и памятию о Боге,
и оживляет совесть — ведение воли
Божией,— и сообщает ей энергию. Когда
память о Боге выходит из ума — и
боговедение омрачается ложью, страх
Божий слабеет, а от ослабления страха
Божия слабеет и совесть. Вследствие
сего чувственность возвышает голос и
увлекает вслед себя. Совесть восстает
сначала, но ее не слушают, а заставить
себя слушать она не имеет силы, по причине
отсутствия страха Божия, в коем ее жизнь.
Она потом и смолкает. Вместо нее начинает
писать законы чувственность, руководимая
самостию... Выразив эту общую мысль о
том, как развилась неподобная жизнь,
Апостол за тем показывает, в каких
действиях она выражалась, перечисляет
самые пороки, заправлявшие порядками
жизни.
Святитель
Феофан Затворник |