Прощальная беседа с эфесянами
Итак внимайте себе и
всему стаду, в котором Дух Святый поставил
вас блюстителями, пасти Церковь Господа
и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию
Своею.
Ибо я
знаю, что, по отшествии моем, войдут к
вам лютые волки, не щадящие стада
(Деян. 20, 28–29).
Нет сомнения, что
боговдохновенный взор апостола мог
проникать в будущее без всяких указаний
или признаков его в настоящем. Но
возможно, было и то, что само это настоящее
уже носило в себе признаки тревожного
будущего, что, может быть, еще укрывалось
от других, менее проницательных, но не
укрывалось от Павла. Он мог уже в это
время примечать те семена, незаметные
для других, из коих со временем должны
были вырасти опасные плоды. Эфес был
одним из центральных малоазийских
пунктов, в котором приходили в
соприкосновение важнейшие религиозные
и философские системы Востока и Запада.
Появления лжеучителей посему здесь
естественнее всего было ожидать, особенно
имея в виду то, что апостолу всего через
каких-нибудь три года после сего уже
пришлось писать против появившихся
волков в Колоссах, а затем и в Эфесе.
Ни серебра, ни золота,
ни одежды я ни от кого не пожелал: сами
знаете, что нуждам моим и нуждам бывших
при мне послужили руки мои сии. Во всем
показал я вам, что, так трудясь, надобно
поддерживать слабых и памятовать слова
Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал:
«блаженнее давать, нежели принимать»
(Деян. 20, 33–35).
В заключение своей
сердечной речи апостол, опять призывая
во свидетели присутствующих, указывает
на свое полное бескорыстие, способствовавшее
ему в успехах проповеди, и других
увещевает к тому же.
Полнота бескорыстия
апостола простиралась до того, что он
не только не брал ничего самого
необходимого от других, но и не желал
брать, и не только сам себя, но и спутников
своих пропитывал трудами рук своих,
чтобы ничем не быть в тягость обществу
и не подать повода к нареканию в
своекорыстии.
Александр
Лопухин
Епископ Кассиан
(Безобразов) |