Апостол Павел:
второе миссионерское путешествие — начало проповеди
в Эфесе
Во время пребывания
Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние
страны, прибыл в Ефес и, найдя там
некоторых учеников, сказал им: приняли
ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же
сказали ему: мы даже и не слыхали, есть
ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы
крестились? Они отвечали: во Иоанново
крещение. Павел сказал: Иоанн крестил
крещением покаяния, говоря людям, чтобы
веровали в Грядущего по нем, то есть во
Христа Иисуса (Деян. 19, 1–4).
Здесь речь идет не о
том, существует ли, имеет ли бытие Дух
Святый, а о том, явился ли Мессия,
долженствовавший крестить людей Духом
Святым, явились ли и начали ли обитать
на земле среди людей благодатные
дарования этого Святого Духа?..
Они крестились в то,
что составляло цель крещения Иоаннова
и исповедание чего требовалось при этом
крещении. Это дает повод апостолу кратко
и сжато, но весьма содержательно
охарактеризовать сущность крещения
Иоаннова и его отношение ко Христу...
Почему этого крещения было недостаточно?..
Потому, что первое крещение не давало
положительного содержания для духовной
жизни крещаемого, а второе, сообщая
благодать отпущения грехов, имело
значение действительного и существенного
перерождения духовной природы крещаемого.
В отношении ко второму, христианскому,
первое, Иоанново, крещение имело значение
приготовительное, располагая и приготовляя
к вере в Господа Иисуса, крещение в
Которого имело, впрочем, совершенно
самостоятельное и окончательное
значение.
Услышав это, они
крестились во имя Господа Иисуса, и,
когда Павел возложил на них руки, нисшел
на них Дух Святый, и они стали говорить
иными языками и проро-чествовать. Всех
их было человек около двенадцати. Придя
в синагогу, он небоязненно проповедывал
три месяца, беседуя и удостоверяя о
Царствии Божием (Деян. 19, 5–8).
Александр
Лопухин |