Иудейское
общество в годы земного служения
Спасителя: фарисеи
Обрядовые споры увлекали
ученых и служили почвой для борьбы
соперничествующих между собой партий
и школ. Где в день праздника очищения
должно возжигать
фимиам — перед
Святым ли святых или в самом Святом,
тотчас после вступления туда
первосвященника? Этот вопрос считался
настолько важным, что фарисеи накануне
великого дня требовали от первосвященника
клятвы в верности истинному обряду.
Кому принадлежит приношение, которым
сопровождается всесожжение? Священникам
или алтарю? Можно ли в субботу резать
колос, снятый в виде весенних начатков
на другой день пасхи? Нарушает ли шаббат
заклание пасхального агнца?..
Этот ребяческий ригоризм
всецело поглощал фарисеев. Их благочестивые
упражнения состояли в жертвоприношениях
и обетах, в определенных, умноженных и
многосложных, молитвах, которые они
произносили... в храме или на улице.
Множество омовений предшествовало
жертвоприношению и даже чтению закона.
Они мыли себе руки перед обедом... строго
воздерживались от хлеба, масла и вина
язычников; два раза в неделю,
в
особенности же в понедельник и четверг,
до самого вечера добровольно соблюдали
строжайший пост и с высокомерием
раздавали милостыню. Все эти произвольные
обычаи мало-помалу укоренились под
влиянием фарисеев и сделались тяжелым
ярмом, которое они полагали на себя и
на народ…
Однако было бы исторической
ошибкой и несправедливостью считать
всех фарисеев взаимно ответственными
за эти религиозные заблуждения,
странности, преувеличения
и пороки.
Новый завет отмечает несколько личностей,
каковы Никодим, Иосиф Аримафейский,
Гамалиил, которые были полны простоты
и благородства… Они услышали призыв
Христа и понесли обычную судьбу
меньшинства, которое гибнет
во время жестокого
перелома, когда поражение иногда бывает
честью, а победа — бесчестием.
29 марта
Иудейское
общество в годы земного служения
Спасителя
Язычники были для евреев
не одними только притеснителями, но и
людьми нечестивыми, не одними только
врагами Израиля, но вместе и врагами
Божиими, так что общение
с ними
оскверняет иудея. Самая ужасная и
неумолимая ненависть, ненависть
религиозная, безмолвно преследует
римлян и не перестает призывать на них
кару и месть Иеговы. Эта ненависть таится
в сердце народа и в партии возбужденных
фарисеев.
Всякий другой народ,
видя себя до такой степени угнетенным,
уступил бы силе и примирился бы с
наложенным на него игом,— еврея можно
оттолкнуть и даже раздавить, но нельзя
заставить его изменить своим убеждениям,
и, только за исключением нескольких
саддукеев, которых презренный расчет
связывает с прокураторами, все евреи в
самый разгар народного бедствия сохраняют
веру в лучшие дни...
У каждого народа
встречается устная или письменная
литература, которая, вторя событиям,
поддерживает народные стремления. Евреи
подкрепляли себя воспоминаниями о
мужественных Маккавеях и славной борьбе
их; приходили в восторг, стараясь
разгадать таинственный смысл
апокалипсических книг; любили созерцать
величественные картины постепенного
падения великих царств рядом с неподвижным
и непреклонным Израилем...
Действительно, одна
мысль преобладает и сосредоточивает в
себе все другие, когда началась для
евреев предсмертная агония: Царство
Божие — близко, скоро должен явиться
Мессия, Царь будущего. Эта надежда,
которая в продолжение целых столетий
казалась достоянием пророков и наполняла
сердце народа только в самые критические
моменты его существования, подобно
радуге во время грозы, отныне сделалась
наследием всех. Никогда — ни во время
рабства египетского, ни во время
вавилонского плена, ни даже при жестоком
Антиохе — она не была столь настойчивой
и жгучей.
Анри Дидон
|