25 марта
Скиния
совершеннейшая
Но Христос, Первосвященник
будущих благ, придя с большею и
совершеннейшею скиниею, нерукотворенною,
то-есть не такового устроения, и не с
кровью козлов и тельцов,
но со Своею
Кровию, однажды вошел во святилище и
приобрел вечное искупление
(Евр.
9, 11–12).
Ветхозаветное, говорит,
богослужение не приводило на небо.
Христос же, придя, однажды вошел во
Святая, ибо туда обращается мысль. Не
сказал: сделавшись первосвященником,
но: Первосвященник... придя, то есть придя
на это самое дело.
Не
прежде пришел, потом, когда случилось
так, сделался Первосвященником: но целью
Его пришествия на землю было первосвященство.
Не сказал: Первосвященник жертво-приношений,
но: будущих благ; так как слово бессильно
представить все в точности, то просто
и неопределенно назвал благами то, что
сделано для нас. Грядущими же назвал
эти блага, как бы по отношению ко времени
закона. Ибо как то время назвал настоящим,
так Христово называет грядущим, как бы
в сравнение с тем, или также в сравнение
с тайнами, имеющими открыться нам в
будущем веке...
Здесь он разумеет плоть,
она — б!ольшая скиния,
потому что в ней обитает и Бог Слово,
и
вся сила Духа. Ибо не мерою дает Бог
Духа (Ин. 3, 34). Будучи совершеннейшею
скинией, она и совершает б!ольшие
дела...
Так как веществом для
ветхозаветной скинии служили дерева и
кожи, золото и серебро, медь и некоторые
ткани, то, обращая взоры к этим предметам,
апостол сказал, что скиния та не
такового устроения, какое нужно было
для ветхозаветной скинии. Вообще говорит
сравнительно и показывает превосходство
Христово. Тело Господа называет и
скинией, как здесь, в силу того, что
Единородный пребывал в ней,— и завесой,
потому что скрывала Божественность.
Называет и небо теми же самыми именами:
скинией, потому что там находится
Первосвященник; завесой (см.: Евр.10, 20),
потому что ею ограждаются святые...
26 марта
..Ибо если кровь тельцов
и козлов и пепел телицы, через окропление,
освящает оскверненных, дабы чисто было
тело, то кольми паче Кровь Христа, Который
Духом Святым принес Себя непорочного
Богу, очистит совесть нашу от мертвых
дел, для служения Богу живому и истинному!
(Евр. 9, 13–14).
Так как, быть может,
многим показалось невероятным, что чрез
единую жертву и кровь одного даруется
вечное искупление, то <апостол>
подтверждает это и показывает вероятность
сего на основании верования самих
иудеев. Если, говорит, вы веруете, что,
окропляясь кровью козлов, а также пеплом,
смешанным с водой... то как же Кровь
Христа не очистит душ? Обрати внимание
на его мудрость. Не сказал, что кровь
козлов очищала, но освящала; не для
прославления закона, но для исполнения
того, чего он желает. Ибо если, как вы
веруете, кровь козлов давала освящение,
то вы должны гораздо более веровать в
то, что Кровь Христа дарует освящения.
А что он сказал это не для того,
чтобы
возвысить верование иудеев, то смотри,
как он прибавил: дабы чисто было тело.
Ибо освящение было для очищения не душ,
а плоти...
Не архиерей какой-нибудь
принес в жертву Христа, но Он Сам — Себя
Самого,
и не при посредстве огня, как
телиц,— но Духом вечным, почему и
увековечил
и благодать, и искупление.
И непорочного, то есть безгрешного.
Ибо и в Ветхом Завете требовалось, чтобы
телица была без порока.
Хотя там и сказал:
освящает, но прибавил: дабы чисто
было тело; здесь же выражением: очистит
— он прямо показал превосходство. Ибо
присовокупляет, что очистит совесть,
то есть внутреннего человека, чего там
не было. Правда, и там прикоснувшийся к
мертвецу после принесения жертвы
очищался; но здесь очищение от мертвых
дел, поистине могущих осквернить и
отвратить от Бога.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |