Мир накануне
пришествия Спасителя: эллинизм
Эллинизм — период
истории стран и народов Средиземноморья
от завоевательных походов Александра
Македонского (первая четверть IV века
до Р.Х.) до окончательного подчинения
Египта Риму (30 год до Р.Х.). Это время
сложного и многообразного взаимопроникновения
основных начал жизни общества античного
мира и Востока. Изменившиеся условия
жизни народов привели и к формированию
нового миросозерцания и миропонимания.
Завоеванный Восток принял культуру и
язык завоевателей, но не только сохранил
свои религиозные культы, но и сильно
потеснил римский пантеон — мистика
древнего Востока пропитала его. В
сознании европейцев все больше
утверждалась идея милостивого Бога,
сотворившего вселенную, ведущего
бесконечную борьбу с духом зла. Вот что
об этом пишет профессор Михаил Поснов
в книге «История христианской Церкви
(до разделения Церквей в 1054 году)»:
«При столкновении
греческой культуры с восточной влиянию
Востока были открыты особенно древние
народные верования и религиозные
обряды... Религиозное настроение среди
народов Римского государства возросло
до высшей степени... Философская
“мудрость”, полагавшая смысл жизни в
добродетели, утратила свой кредит и
сменилась напряженным ожиданием высшей
силы и освобождением от мира. Под
давлением таких настроений эллинистическая
философия должна была дать место новым
побегам религиозного мистицизма.
Отличительный характер их состоит в
стремлении через откровение божества
получать познание и блаженство.
Одновременно, и в связи с этим, развивается
воззрение на божество как существо
бесконечно возвышающееся над миром
и
стоящее вдали от него... Таким образом,
откровение объявляется источником
философии и всякого познания вообще.
Словом, когда потеряли доверие к знанию,
тогда бросились в объятия веры».
Нина Малахова |
|
|