Кто побеждает
мир (1 Ин. 5, 5)
Ибо всякий, рожденный
от Бога, побеждает мир; и сия есть победа,
победившая мир, вера наша. Кто побеждает
мир, как не тот, кто верует, что Иисус
есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос,
пришедший водою и кровию и Духом, не
водою только, но водою и кровию (1 Ин.
5, 4–6).
В словах: всякий,
рожденный от Бога, апостол упомянул об
усыновлении Богу
и о рождении. А это
вместе совершается чрез святое крещение.
Посему говорит: Сей есть пришедший
водой и кровию Иисус Христос,
возрождающий и делающий нас сынами
Божиими. Ибо это подразумевается и как
следствие в словах: рожденный от Бога,
побеждает мир.
Как рожденный? Водой и
кровию. Ибо пришедший Иисус Христос
возрождает водой
и кровию. И опять
прибавляет с повторением слова: не водою
только возрождающий,
но водою и
кровию. Ибо хочет прежде доказать
прославление усыновляющего нас Христа,
потому что прежде усыновлен Богом
человек, сущий во Христе, а потом Христос
чрез Свое усыновление даровал и нам
такое достоинство. А сыновство Его
объявлено трижды: один раз при крещении
на Иордане, когда Отец свыше свидетельствовал,
что крещаемый есть Сын возлюбленный.
Итак, Иисус пришел водой, то есть
объявлен Сыном Божиим чрез свидетельство
Отца при крещении в воде. Кровию —
когда, идя на Крест, говорил: прославь
Меня Ты, Отче! — и когда принесся глас:
и прославил и еще прославлю, который
слышавшие приняли за гром (см.: Ин. 17, 5;
12, 28–29). Духом — когда как Бог воскрес
из мертвых; ибо воскрешать Самому
Себя свойственно одному только Богу, а
словом Дух называется Бог, как можно
видеть в изречении: Бог есть дух
(Ин. 4, 24).
Итак, при свидетельстве
трех (крещения, Креста и воскресения) о
сыновстве Иисуса сыновство Господа
непререкаемо. А чрез Свое сыновство,
как начаток всего рода человеческого,
Он даровал и нам право быть сынами
Божиими.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |