Вспомните
прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены,
выдержали
великий подвиг страданий (Евр.
10, 32)
9 марта
Итак, говорит <апостол>,
не подражайте кому-нибудь другому, но
сами себе. При начале веры вашей вы
боролись; о борьбе этой вы всегда и
вспоминайте, чтобы чрез беспечность не
погубить того, чего вы прежде достигли
путем борьбы... Быв просвещены — говорит
или о крещении, или вообще о познании
таинства и о благах, ожидавших верных...
То сами среди поношений
и скорбей служа зрелищем для других, то
принимая участие
в других, находившихся
в таком же состоянии (Евр. 10, 33);
Обрати внимание на
похвалу. Именно, человек с благородной
душой имеет потребность
в том, чтобы
претерпеть поношения, как пророк
свидетельствует: внегда глаголатися
мне на всяк день: где есть Бог твой?
(Пс. 41, 4); и: яко аще бы враг поносил ми,
претерпел бых убо (Пс. 54, 13); и: от
всех беззаконий моих избави мя: поношение
безумному дал
мя еси (Пс. 38, 9). Впрочем,
Иов вознегодовал против поношения, хотя
все страдания переносил мужественно,
как адамант. Если же поношение случится
открыто и на глазах многих, то такое
поношение требует еще более сильной
души: это здесь он и обозначил выражением:
служа зрелищем. Размысли же, как велики
были они, презрев ради Христа
и славу,
и богатство,— подвергаясь же обидам и
сделавшись позором, то есть как бы будучи
выставляемы на зрелище и претерпевая
все это, быть может, от каких-нибудь
низких и ничего не стоящих людей.
Вы, говорит, не только
претерпевали ваши скорби, которые,
казалось бы, были наведены на вас против
вашей воли, но вы были настолько
благородны, что сделались общниками
апостолов, живущих так, то есть в скорбях
и поношениях, и добровольно подвергли
себя тому, чтобы вместе с ними претерпевать
мучения и принять участие в их страданиях.
Не сказал: меня одного,
но вообще всех, для усиления похвалы
их.
Блаженный
Феофилакт Болгарский
10 марта
Итак не
оставляйте упования вашего, которому
предстоит
великое воздаяние (Евр. 10, 35)
Терпение нужно вам,
чтобы, исполнив волю Божию, получить
обещанное; ибо еще немного, очень немного,
и Грядущий придет и не умедлит. Праведный
верою жив будет; а если кто поколеблется,
не благоволит к тому душа Моя (Евр.
10, 36–38).
Словом: не оставляйте
— показывает, что они еще не отпали,
однако нуждаются и в подкреплении, и в
ограждении. Сказал же: упования, потому
что они, столько с терпением перенесшие
ради Бога, имеют великое дерзновение.
Ибо вы исповедники, признавшие за лучшее
иметь имение на небесах. Вам не нужно
ничего другого, кроме одного терпения:
все прочее вы имеете и вам не нужно
ничего прикладывать.
Воля Божия — в том,
чтобы мы терпели до конца. Ибо, говорит,
претерпевший же до конца спасется
(Мф.10, 22). Апостол же убеждает их в этом
подобно тому, как если кто, видя, что
ратоборец, поборов всех состязателей,
потом, не дожидаясь замедливших с
наградами за победу, хочет уйти, не
вынося жажды и зноя, говорит ему: «Исполнив
все, подожди немного, и получишь венки».
Поборись и ты с промедлением венков,
победи
и ты это терпением...
Мы же не из колеблющихся
на погибель, но сто!им в вере к спасению
души (Евр. 10, 39).
Так как устрашил словами:
не благоволит... душа Моя, то
говорит, что мы не из числа погибающих
по причине колебания и впадения в
малодушие или сомнение, но из числа
твердых в вере, чтобы сохранить собственные
души, то есть приобрести, сберечь и
спасти. Ибо обладание, приобретение и
есть спасение.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |