Не любите
мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2,
15)
Пишу вам, дети, потому
что прощены вам грехи ради имени Его.
Пишу вам, отцы, потому что вы познали
Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому
что вы победили лукавого. Пишу вам,
отроки, потому что вы познали Отца. Я
написал вам, отцы, потому что вы познали
Безначального. Я написал вам, юноши,
потому что вы сильны, и слово Божие
пребывает в вас, и вы победили лукавого.
Не люб!ите мира, ни того, что в мире: кто
любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин.
2, 12–15).
Сказав, что пишет им
новую заповедь, апостол обозначает и
расположение тех, которые примут его
Послание; обозначает теми степенями,
которые бывают при возрастании телесном.
Ибо он знал, что не все примут слова его
с одинаковым уважением и вниманием, но
одни примут поверхностно, как дети,
которым он и усвояет прощение грехов
чрез веру в Иисуса Христа. Другие примут,
как достигшие в мужа совершенного, в
меру полного возраста Христова (Еф.
4, 13), так что могут быть для других отцами:
таким приписывает познание Сущего от
начала. Кто же это, как не Слово Божие,
Которое и в начале было у Бога (см.: Ин.
1, 1)? Иные примут, как юноши: им, как
цветущим и полным, приписывает честь
победы над бесчестными страстями…
Применив учение к
возрастам духовным, апостол присовокупляет
увещание: не люб!ите мира... Чтобы ты не
разумел под миром совокупность неба и
земли, апостол объясняет, что такое мир
и находящееся в мире. И во-первых, под
миром разумеет порочных людей, которые
не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых,
под находящимся в мире разумеет то, что
совершается по похоти плотской, что,
действуя чрез чувства, возбуждает
похоть... Под похотью же разумеется
всякое зло: прелюбодеяние, пьянство,
неприличные любезности, убийства,
коварство, под которым нужно разуметь
и всякое противодействие,— вообще все
враждебное Богу, а нами совершаемое
чрез похоть плотскую.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |