О внимании к
слышанному
Посему мы должны быть
особенно внимательны к слышанному,
чтобы не отпасть.
Ибо,
если через Ангелов возвещенное слово
было твердо, и всякое преступление и
непослушание получало праведное
воздаяние, то как мы избежим, вознерадев
о толиком спасении, которое, быв сначала
проповедано Господом, в нас утвердилось
слышавшими от Него (Евр. 2, 1–3).
Под словом, сказанным
чрез Ангелов, нужно разуметь или Десять
заповедей, ибо справедливо, что тогда
присутствовали Ангелы, которым вверен
был еврейский народ, они и производили
трубные звуки, огонь, мрак и прочее, как
говорится в Послании к Галатам: преподан
через Ангелов (Гал. 3, 19); и в другом месте:
которые приняли закон при служении
Ангелов (Деян. 7, 53); или под словом должно
разуметь все повеления в Ветхом Завете,
преподанные чрез Ангелов… Итак, все
это твердо, то есть было истинно
и
угрозы приведены в исполнение, и ничего
из этого не пропало.
Придавая достоверность
своим словам, говорит, что спасение это
возвещено не чрез пророков или Ангелов,
но от Самого Владыки всех, от Самого
Источника получило начало; затем
распространилось и среди нас истинно
и верно через самовидцев Слова
и слуг.
Об этом и Лука говорит (см.: Лк. 1, 2). Они
твердо наставили нас. Как же в другом
месте апостол говорит: не от людей
слышал (ср.: Гал. 1, 12)? Потому что там
важно и необходимо было настоять на
мысли, что он не учился у людей. Ибо его
осуждали, что он не слышал Господа, и
потому он подвергался опасности, что
его проповедь не будет иметь веры со
стороны его учеников. А теперь нет такой
нужды в этом. Ибо не евреям он проповедовал,
не у них и осуждали его, что он учился у
людей, а не у Христа. Или, приводя здесь
слова: при засвидетельствовании от Бога
знамениями и чудесами (Евр. 2, 4), показывает,
что он принял это не от людей, а от Бога.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |