Смотрите,
братия, чтобы не было в ком из вас сердца
лукавого и неверного,
дабы вам не
отступить от Бога живаго (Евр. 3,
12)
Но наставляйте друг
друга каждый день, доколе можно говорить:
«ныне», чтобы кто
из вас не ожесточился,
обольстившись грехом. Ибо мы сделались
причастниками Христу, если только
начатую жизнь твердо сохраним до конца,
доколе говорится: «ныне, когда услышите
глас Его, не ожесточите сердец ваших,
как во время ропота». Ибо некоторые из
слышавших возроптали; но не все вышедшие
из Египта с Моисеем.
На
кого же негодовал Он сорок лет? Не на
согрешивших ли, которых кости пали в
пустыне? Против кого же клялся, что не
войдут в покой Его, как не против
непокорных? Итак видим, что они не могли
войти за неверие (Евр. 3, 13–19).
В третьей главе Послания
к Евреям апостол говорит о превосходстве
Господа Иисуса Христа перед вождем
еврейского народа Моисеем. Господь
Иисус Христос выше Моисея прежде всего
потому, что Он есть Устроитель дома, а
Моисей — только верный служитель в этом
доме. Под этим домом разумеется
ветхозаветная Церковь. Далее апостол
вспоминает о том, как часто роптали
евреи на Бога во время своего сорокалетнего
странствования по пустыне и как Господь
вознегодовал на род их и клялся во гневе
Своем, что они не войдут в покой Его, то
есть в обетованную землю. Пользуясь
этим историческим отрицательным
примером, апостол выводит из него
предостережение христианам, чтобы они
боялись подобного ожесточения сердец
и не подверглись бы гневу Божию, как
некогда евреи в пустыне, чтобы не лишиться
обещанного покоя, под которым в Новом
Завете разумеется высший духовный
покой, для которого земля Ханаанская в
Ветхом Завете служила лишь отдаленным
прообразом. Для новозаветного Израиля
должны быть примером те стойкие и крепкие
духом мужи времен Моисея, которые во
все сорокалетнее странствование не
потеряли веры и удержались от ропота,
каковы были, например, Иисус Навин и
Халев.
Архиепископ
Аверкий (Таушев) |