Мир накануне
пришествия Спасителя: иудаизм
1 марта
Иудаизм, в отличие от
распространенного среди народов
древности поклонения идолам, был похож
на оазис в пустыне, четко очерченный и
уединенный, отделенный и отгороженный
жестким нравственным и обрядовым
законом... Но Израиль с самого начала
носил в себе великое обетование — в
семени Авраама благословятся все племена
земные. Отец верующих Авраам, законодатель
Моисей, героический царь и священный
псалмопевец Давид, евангелист среди
пророков Исаия, Илия Фесвитянин, который
вновь явился вместе с Моисеем на горе
Преображения, чтобы почтить Иисуса, и
Иоанн Креститель, который воплотил в
себе весь Ветхий Завет,— все они были
крупными звеньями в золотой цепи древнего
откровения.
Внешнее положение
евреев, а также состояние их нравственной
и религиозной жизни
на момент рождения
Христа, как на первый взгляд, так и при
более тщательном рассмотрении, самым
вопиющим образом противоречат их
Божественному предназначению. Однако,
во-первых, сам факт упадка был
доказательством того, что этот народ
нуждается в помощи свыше. Во-вторых,
данное через Христа искупление на этом
фоне выглядело еще более славным актом
Божиего творения. Наконец, вопреки
всеобщему моральному разложению, в
среде народа оставались потомки истинных
детей Авраама, чающие спасения Израиля
и готовые принять Иисуса из Назарета
как обещанного Мессию и Спасителя мира.
С того времени как в 63
году до Р.Х. Помпей завоевал Иерусалим,
евреи оказались под властью язычников-римлян.
Под этим ненавистным игом мессианские
надежды евреев вспыхнули с новой силой,
но были искажены плотскими представлениями.
Прежде всего, евреи ждали политического
избавителя, который восстановил бы
земное царство Давида
в еще большем
великолепии; Иисус, Своим видом походивший
на раба, и Его слова
о духовном Царстве
не соответствовали их ожиданиям. С виду
евреи казались более нравственными,
чем язычники; но за их внешним неуклонным
послушанием своему закону скрывалась
крайняя развращенность...
2 марта
...После эпохи Маккавеев
(150 год до Р.Х.) евреи разделились на три
враждующие секты, или партии, в которых
сосредоточились, соответственно,
формалистические, скептические или
мистические тенденции, и это было
признаком близкого упадка прежней
религии и расцвета новой...
Фарисеи, «отделенные»,
воплощали в себе традиционную ортодоксию
и закоснелый формализм, основанную на
законе самоуверенность и фанатичную
приверженность иудаизму. Фарисеи
смешивали благочестие с теоретической
ортодоксией. Они настолько отягощали
Писания преданиями старцев, что полностью
устранили Писания. Они связывали бремена
тяжелые и неудобоносимые и возлагали
на плечи людям, сами
же не хотели и
перстом двинуть. В Новом Завете к фарисеям
обращен прежде всего упрек в лицемерии;
но среди них были и известные исключения
вроде Никодима, Гамалиила
и его ученика
Павла.
Не столь многочисленные
саддукеи были скептиками и рационалистами,
любили блага земной жизни. Саддукеи
признавали Писания, но отвергали устные
предания, отрицали воскресение тела и
бессмертие души, существование Ангелов
и духов, а также учение
о всемогущем
провидении. К их партии принадлежал
Каиафа.
Ессеи были мистическим
или аскетическим орденом или братством
и жили по большей части в монашеском
уединении в деревнях и пустыне Энгедди
близ Мертвого моря. Секта насчитывала
око-
ло 4 000 членов. Они
сочетали спорные, аллегорические
толкования Ветхого Завета
с некоторыми
чужеземными теософскими элементами…
Ессеи практиковали обобществление
имущества, носили белые одежды, отвергали
животную пищу, кровавые жертвоприношения,
клятвы, рабство и (за редким исключением)
супружество и жили
в крайней простоте,
надеясь таким образом обрести более
высокую степень святости.
Они
были предшественниками христианских
монахов.
Филип Шафф
|