Эта книга написана неким подвижником, постигшим
величайшие таинства молитвы, обретшим в своем сердце драгоценный бисер —
Христа. Многое из того, о чем он пишет, может показаться по своей
высоте для нас совершенно недостижимым. Но это лишь повод к большей
ревности для тех, кто действительно стремится к Богу, кто всем сердцем
ищет Его.
заказать в нашем Интернет-магазине
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРОЛОГ КНИГИ
Для любителей чтения, пребывающих в молитве
СЛОВО ПЕРВОЕ
Об умном и сердечной молитве и о том, как эта умная и сердечная молитва наголову разбивает демонов и тут же их пожигает
СЛОВО ВТОРОЕ
О том, что нам необходимо найти истинного делателя умной молитвы и
научиться от него способам и знамениям таковой молитвы. И о том, что
имеющий ее внутри себя всегда и поучающийся в ней в глубине сердца с
большим благоговением и вниманием иногда по некоторым знамениям
постигает, что душа его незримо приобщается Иисусу, о Котором помышляет.
Также и о том, что является плодом таковой умной молитвы
СЛОВО ТРЕТЬЕ
О том, как можно достичь высшего и совершеннейшего образа умной молитвы и
как можно изгнать из себя демонов страха, которые сильно устрашают
подвижника в ночное время, когда он пожелает помолиться или когда
пожелает пойти один в полночь в какую-либо пещеру или в какую-либо
пустынь, чтобы предстоять Богу в тишине
СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ
О том, что тот, кто желает удостоиться дара умной молитвы, должен
просить его у Бога с сердечной теплотой, проводя жительство высокое,
чистое, безукоризненное и претрудное, упорствуя в молитве к Богу, доколе
не сподобится вкусить этого дара свыше, от Отца светов. Ибо часто Бог
не сразу дает просимое, чтобы было явлено терпение до конца и человек
стал более теплым в молитве, нежели прежде
СЛОВО ПЯТОЕ
О крайнем п пространном понуждении к сердечной молитве, от которого
внутри человека рождается острая боль, а от боли — приснотекущие слезы,
от которых приходит в душу веселость и утешение Святого Духа. Также о
том, как некоторые харкают кровью, доколе не изгонят из своего сердца
сатану со всеми его полчищами
СЛОВО ШЕСТОЕ
О том, что у молящегося умно из глубины сердца до боли — боль эта
вызывает чувство и вкушение благости и сладости Господней, которое
появляется во внутреннем человеке одновременно с неиссякаемым умилением,
возникающим от словес Божиих, изречений Священного Писания и любого
духовного слова
СЛОВО СЕДЬМОЕ
О том, когда посещает Божия благодать того, кто умным образом из сердца молится Богу, и каковы духовные знамения этого посещения
СЛОВО ВОСЬМОЕ
О том, что когда тот, кто молится умно из глубины себя и всегда
воздерживается от приятной пищи, голоден, уста его иногда услаждаются
молитвой, как будто во рту у него нечто сладкое или он ест сладчайший
мед, как сказал и Пророк: Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче
меда устом моим
СЛОВО ДЕВЯТОЕ
О крайней слабости внешнего и внутреннего состояния человека, которая
происходит от крайнего понуждения сердечной молитвы и всегдашнего поста и
является причиной сладости и утешения Святого Духа в душе и сердце
СЛОВО ДЕСЯТОЕ
Об умной молитве, о сердечной молитве и о трезвенной
молитве
СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ
О том, как нечистое и гордое сердце, которое является прибежищем сатаны и
лукавых помыслов, после сокрушенной молитвы становится чистым,
смиренным, обиталищем Святого Духа и источником благих помыслов
СЛОВО ДВЕНАДЦАТОЕ
О том, что божественные Ангелы исполняются благоговения пред человеком,
сердце которого непрестанно занимается молитвой, и сохраняют его
невредимым от всякого греха, потому что он возлюблен Богом, как и сам
возлюбил Бога от всего своего сердца
СЛОВО ТРИНАДЦАТОЕ
О том, что если монах-подвижник во время скорби и искушения помолится ко
Христу умно с сокрушенным сердцем, то открывается ему по благодати
некое созерцание, которое в скорби не только утешает его духовно и
подает благие надежды на будущие блага, но и соделывает его в
добродетели гораздо более горячим, нежели прежде
СЛОВО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ
О том, как мысль, очистившаяся благодаря присно совершаемой в сердце
умной молитве, которая является матерью слез, постигает источник
различных помыслов, входящих в душу: какие от Бога, а какие — от
демонов. Также о скорби
СЛОВО ПЯТНАДЦАТОЕ
О том, как посредством умной молитвы с умилением испытывать всякое
видение и всякий помысл, которые, как кажется, от Бога: действительно ли
они от Бога или от демонов
СЛОВО ШЕСТНАДЦАТОЕ
О сокрушении сердца, которое бичует демонов сильнее любого тягчайшего
наказания, быстро пожигая, как хворост, все их хитросплетения
СЛОВО СЕМНАДЦАТОЕ
О том, что благодаря умной и сердечной молитве одеяние души сохраняется чистым, незапятнанным и достойным Небесного Царства
СЛОВО ВОСЕМНАДЦАТОЕ
О том, какие духовные знамения бывают достойному и чистому иерею,
благодаря которым он получает в душе истинное извещение о том, что он
рукоположен законно (рукоположен же прежде всего благодатью Святого
Духа) и что Святою Троицею принята его Божественная Литургия
СЛОВО ДЕВЯТНАДЦАТОЕ
На слова: cего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих.
Также о том, кто суть причастники Христовы, помазанные елеем радости, и
по каким духовным знамениям может кто-либо понять умом то, что он
помазывается елеем радости
СЛОВО ДВАДЦАТОЕ
О том, какой духовной благодати сподобляется в душе и какую силу на
диавола и помощь получает тот человек, который молится ко Христу умно и
непрестанно, с чистой совестью, то есть говорит своим умом: «Господи
Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, помилуй мя» — один раз на
каждым вдох, сохраняя в то же время свою совесть чистой посредством
воздержания от всякого зла и творения по силе всякой добродетели. Из
глубины же своего сердца он произносит эту молитву до боли, то есть пока
не возникнет она в том месте, где происходит делание этой молитвы. А
после прекращения сердечного понуждения в молитве он снова начинает
спокойную молитву, пока не придет в себя та часть его внутреннего
человека, которая от молитвы с понуждением испытывала боль. Когда же это
место восстановится, человек снова начинает сердечную молитву из
глубины себя, сохраняя в себе такую молитву на протяжении всей жизни
СЛАДЧАЙШЕЕ ВИДЕНИЕ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ
бывшее писателю после того, как он при содействии благодати Божией написал ее |