Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Душеполезные чтения 2018 arrow 22 февраля: Мир накануне пришествия Спасителя: греческая философия

Мир накануне пришествия Спасителя: греческая философия

22 февраля

Философия возникла посреди эллинского мира, за шесть или за семь столетий до Рождества Христова, на берегах и островах Средиземного моря… Во времена Августа философы-моралисты, излагающие письменно свое учение, встречаются редко. Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий являются позже; эти гении, лучше всех язычников учившие обязанностям человеческим, как будто ожидали для своего раскрытия первых лучей евангельского света. Но если писатели редки, то людей, проповедовавших нравственную и практическую философию, много. Греция прославилась созданием философии, Рим занялся ее организацией и применением к улучшению жизни.

Откуда возник новый характер философии в этом веке? Отчего эта наука, обыкновенно сосредоточенная в школе и составляющая удел учеников и избранников, проникает теперь в народные массы? Гений Рима не в силах дать отчет в этом просветительном и почти религиозном влиянии философии, а между тем здесь скрывается знаменательное указание на упадок языческих усилий и нравственную несостоятельность их жрецов...Мудрецы заняли место первосвященников, и философия приняла на себя задачу, которой религия не в состоянии была выполнить. Мудрецы сделали из себя особый класс, подобно жрецам... и стали выделяться из толпы одеждой; они носили длинные бороды и расхаживали по улицам, завернувшись в плащ и вооруженные тростью…

Они вели ежедневные беседы, просто передавали свое учение, делали нравственные наставления, утешали, убеждали и порицали своих слушателей. В наиболее значительных городах были свои особые философы, щедро оплачиваемые казной и состоявшие при знатных особах в качестве лиц, которым оказывалось глубочайшее уважение. Люди, подвергшиеся какому-либо несчастью, искали утешения у мудрецов…

23 февраля

…В чем же заключается философия этих мудрецов?.. Остановимся на двух великих школах — Эпикура и Зенона. Обе ставили для себя задачей искание счастья: одна — в наслаждении, другая — в добродетели.

Эпикурейцы говорили: наука быть счастливым состоит в том, чтобы создавать для себя приятные ощущения; всякое излишество влечет за собою болезненное ощущение; поэтому нужно быть умеренным во всем, даже в наслаждениях, но эта умеренность, равно как и самая добродетель, не составляет цели для человека, а служит лишь наилучшим средством к наслаждению.

Стоики брали лучшие стороны в человеке. Ты свободен, говорили они; значит, ты единственный господин себе. Воля твоя должна вполне принадлежать тебе; счастье заключается в господстве над самим собой. Скорби, гонения и смерть для тебя не существуют: ты всецело принадлежишь себе и никто не отнимет тебя у тебя самого, а это все, что нужно мудрецу. При свете Евангелия ясно, сколько тщеславия, самообольщения и бессилия скрывает подобное учение под своей красивой оболочкой; но нельзя не признать, что гордость и железная твердость стоиков не чужды обаяния посреди ужасающего римского деспотизма и языческого растления...

В творениях эпикурейцев и стоиков встречаются превосходные правила — умеренности у одних и энергии у других. И те и другие проповедуют чистоту совести, воздержание, кроткость, справедливость, благоразумие, пренебрежение богатством, ясность духа, мир, непреклонность характера, дружбу, преданность и милосердие. Но зато и эпикурейцы, и стоики сходятся в самообожании. «Я» — таково последнее слово у тех и других; удовлетворение нашего «я» — такова единственная цель человеческой жизни. И однако, неизмеримо грустное чувство скрывается в глубине всех этих душ, ищущих философской мудрости, под маской равнодушия, которой они прикрываются; они сознают, как неумолимо это чувство, и падают под его давлением…

Анри Дидон

 


Иконы Пресвятой Богородицы


Изречения Святых отцов
и подвижников благочестия


святыни Троицкого подворья
 
Назад Назад


Что читали в 2017-м
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Что читали в 2016-м
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Что читали
в 2015-м:
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Что читали
в 2014-м:

Что читали
в 2013-м:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї