20 февраля
Иисус Христос
— главное лицо в человеческой истории
Для того чтобы ясно
увидеть связь христианской религии с
предшествующей историей человечества
и оценить ее огромное влияние на все
будущие эпохи, мы должны сначала
рассмотреть готовность к пришествию
нашего Спасителя, которая присутствовала
в политическом, нравственном и религиозном
состоянии мира.
Поскольку религия —
самый глубокий и святой вопрос, волнующий
человека, появление христианской религии
на исторической сцене — важнейшее из
всех событий. Это конец старого мира и
начало нового. Иисус Христос, Богочеловек,
Пророк, Священник и Царь человечества,
по сути, являет Собой стержень и поворотный
пункт не только хронологии, но и всей
истории в целом и ключ ко всем ее тайнам.
Вокруг Него, Солнца нравственной
вселенной, вращаются по своим орбитам
все народы и все важные события религиозной
жизни мира, которые прямо или косвенно,
вольно или невольно вносят свой вклад
в прославление Его имени и помогают Его
делу.
Историю человечества
до Его рождения следует рассматривать
как период подготовки к Его пришествию...
Это приготовление к христианству,
собственно, началось с самого сотворения
человека, который был создан по образу
Божиему и предназначен для общения с
Ним через вечного Сына; а также с
обетования спасения, которое Бог дал
нашим прародителям как путеводную
звезду, чтобы она указывала им путь
среди тьмы греха и заблуждения...
Личность Авраама,
жившего приблизительно за тысячу
девятьсот лет до рождения Христа, делит
религиозное развитие человечества на
две независимые и очень неравные по
своим размерам ветви: иудаизм и язычество.
В конце концов они смыкаются и
воссоединяются во Христе, общем Спасителе,
в Котором находят свое исполнение все
образы и пророчества, желания и чаяния
древнего мира; но в то же время нечестивые
представители обеих ветвей объединяются
в смертельной вражде к Нему и тем самым
заставляют Его всепобеждающую силу
истины и любви проявиться во всей
полноте...
21 февраля
...Поскольку христианство
представляет собой примирение и союз
Бога и человека в Богочеловеке Иисусе
Христе, христианству должен был
предшествовать двойной процесс
приготовления: приближение Бога к
человеку и человека к Богу. В иудаизме
это приготовление происходило прямым
и позитивным образом, по направлению
сверху вниз, завершившись рождением
Мессии. В язычестве оно происходило
непрямым и по большей части негативным
образом, по направлению снизу вверх,
завершившись беспомощным воплем мольбы
человечества о спасении.
В первом случае мы видим
особое откровение или самораскрытие
единого истинного Бога в слове и деле,
которое становится все более ясным и
понятным, пока наконец Слово не является
в человеческой плоти, чтобы воскресить
ее для общения с Собой; во втором случае
мы видим людей, несомненно ведомых
провидением Божиим и освещаемых отблеском
Слова, сияющего во тьме, но лишенных
прямого откровения и оставленных ходить
своими путями (Деян. 14, 16), дабы они искали
Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли
(Деян. 17, 27). В иудаизме для человека
подготавливается истинная религия; в
язычестве для истинной религии
подготавливается человек. В первом
случае рождается божественная Сущность;
во втором человек видоизменяется, чтобы
принять Ее...
Приготовление язычников
происходило отчасти в интеллектуальной
и литературной,
а отчасти в политической
и социальной сфере. Первая представлена
греками, а вторая — римлянами...
Этот процесс —
приготовление к искуплению в истории
мира, языческие поиски неведомого Бога
(ср.: Деян. 17, 23) и мира внутри себя, а также
законничество и утешительная надежда
в образе Иерусалима — повторяется в
жизни каждого отдельного верующего,
ибо человек создан для Христа, и душа
его не находит себе покоя,
пока не
успокоится во Христе.
Филип Шафф |