О братолюбии
Мы перешли из смерти
в жизнь, потому что любим братьев; ибо
таково благовествование, которое вы
слышали от начала, чтобы мы любили друг
друга, не т!ак, к!ак Каин, который был от
лукавого и убил брата своего. А за что
убил его? За то, что дела его были злы, а
дела брата его праведны (ср.: 1 Ин. 3,
14, 11–12).
Апостол примером
подтверждает, сколь великое зло —
ненавидеть брата. Смотрите, говорит,
вот Каин возненавидел брата и убил его,
несмотря на то, что он родной брат его.
Каин творил злые дела отца своего,
диавола, Авель же, делая правду, был
сыном в отношении к Богу. Здесь диавол
противопоставляется Богу, а злые дела
добрым. Посему-то Каин, противоположный
брату, убил его. Таково объяснение по
ходу речи.
Любовь познали мы в
том, что Он положил за нас душу Свою: и
мы должны полагать души свои за братьев.
А кто имеет достаток в мире, но, видя
брата своего в нужде, затворяет от него
сердце свое,— как пребывает в том любовь
Божия? Дети мои! станем любить не словом
или языком, но делом и истиною (1 Ин.
16–18).
Закончив о Каине и о
злых делах, подобных его делу, опять
обращается к любви и говорит, что любовь
преклонила Господа положить душу Свою
за нас и что по Его примеру и мы должны
полагать души за братьев. Но как это
делается редко и немногими, то апостол,
как бы пристыжая верных, начиная с
небольшого, убеждает к братолюбию. Он
говорит как бы так: что говорить о
положении души за брата, когда мы видим,
что не удовлетворяют братьев своих в
необходимом для жизни, и притом не бедные
средствами жизни,— об этих я не говорю,—
но владеющие богатством целого мира?
Посему да постыдятся! Ибо если затворили
сердце в этом малом и явились недостойными
любви Божией, то что показали бы, когда
бы потребовалось большее — умереть за
брата? Потом еще продолжает обличать
тех, которые ограничивают любовь словом
и обнаруживают ее только на языке.
Станем, говорит, любить не словом или
языком, но делом и истиною.
Блаженный
Феофилакт Болгарский
Блаженный
Феофилакт Болгарский |