Вера без дел
мертва (Иак. 2, 26)
14 января
Из Второго Послания
апостола Павла к Тимофею: подвигом
добрым я подвизался, течение совершил,
веру сохранил; а теперь готовится мне
венец правды (2 Тим. 4, 7–8).
Из Послания апостола
Иакова: Что
пользы, братия мои, если кто говорит,
что он имеет веру, а дел не имеет? может
ли эта вера спасти его? (Иак. 2, 14).
Примечай духовный
смысл. Не сказал только: если имеешь
веру,— но: что пользы? Говорит как бы
так: покажи мне дело, по которому я придал
бы тебе название верующего, ибо в этом
дело веры. Слова же его значат: если кто
делом не докажет, что он верен Богу, то
такого не нужно и называть верным, ибо
не тот верен, кто просто называет себя
Господним, но тот, кто любит Господа
так, что за веру в Него готов и на смерть.
А что такая у него мысль, это видно из
примеров, ибо он говорит, что Авраам
делом показал, что верен Богу, когда
первородного своего принес во
всесожжение...
Так и вера, если не
имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет
кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею
дела»: покажи мне веру твою без дел
твоих, а я покажу тебе веру мою из дел
моих (Иак. 2, 17–18).
Это не противоречит
словам блаженного Павла, ибо слово: вера
— употребляется в двояком значении,
иногда означая простое согласие ума с
явлением, так как мы обыкновенно и это
называем верой (почему и бесы веруют о
Христе, что Он Сын Божий), и, опять же,
именем веры мы называем сердечное
последование, соединенное с твердым
согласием.
Божественный Иаков
называет мертвой верой простое согласие
как не имеющее одушевляющих оное дел.
А Павел говорит о вере сердечной, которая
отнюдь не лишена дел, ибо в не имеющем
честных дел ее и не было бы. И Авраам
получил ее не прежде, чем решился
отвергнуть отцовскую немощь, за каковой
подвиг и дана вера в награду. Но Павел
почитает ее выше дел закона, выше покоя
субботнего, обрезания и прочих очищений…
15 января
…Не делами ли оправдался
Авраам, отец наш, возложив на жертвенник
Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера
содействовала делам его, и делами вера
достигла совершенства? (Иак. 2, 21–22).
Оба апостола приводят
Авраама в подтверждение учения своего
о вере. Один примером Авраама доказывает,
что вера выше дел, а другой, что дела
выше веры. Но выше сказано, что каждый
принимает слова (вера и дела) в своем
значении и берет полезное для него в
подтверждение своих мыслей. Впрочем,
некоторые отцы понимали это таким
образом: Авраам, удаленный <отдаленный>
временами, есть образ той и другой веры
— и той, которая до крещения, которая
не требует дел, а только одной веры,
исповедания спасения и слова, которым
оправдываемся мы, верующие во Христа;
и той, которая после крещения и которая
соединена с делами. Так Дух Святой,
говоривший в них, оказывается не
противоречащим Себе. Одна вера оправдывает
приходящего одним только исповеданием,
если он тотчас отрешился от жизни, ибо
у него нет дел, но для него достаточно
очищения через крещение, а другая требует
выказывания добрых дел от уже крещенного.
С этим согласен и Павел. В другом месте
он говорит и учит, что вера после крещения
требует усовершенствования через дела,
когда говорит: не имеет силы ни
обрезание, ни необрезание, но вера,
действующая любовью (Гал. 5, 6). Но любовь
для своей полноты требует много мудрости.
И исполнилось слово
Писания: «веровал Авраам Богу, и это
вменилось ему в праведность, и он наречен
другом Божиим» (Иак. 2, 23).
Авраам был образом
оправдания через одну веру тогда, когда
поверил, и это вменилось ему в праведность
(ср.: Быт. 15, 6), а образом оправдания через
дела был он тогда, когда возложил сына
на жертвенник, ибо он не только сделал
дело, но и не отпал от веры относительно
Исаака, что потомство его умножится,
как звезды, но помыслил, что Бог
воскресит его из мертвых (ср.: Евр. 11,
19).
Блаженный
Феофилакт Болгарский
Блаженный
Феофилакт Болгарский |