Кто не
согрешает в слове, тот человек совершенный
(Иак. 3, 2)
Братия мои! не многие
делайтесь учителями, зная, что мы
подвергнемся большему осуждению, ибо
все мы много согрешаем. Кто не согрешает
в слове, тот человек совершенный, могущий
обуздать и все тело (Иак. 3, 1–2).
Все мы много согрешаем,
проводя жизнь невнимательно и нерадиво.
Что ни один человек не избегает греха,
это подтверждается удобоподвижностью
языка. Отсюда же видно, что ни у кого нет
совершенства, ибо кто не согрешил языком
своим? Если же кто преодолеет
удобоподвижность языка своего, тот
способен хорошо управлять и всем телом.
Вот, мы влагаем удила
в рот коням, чтобы они повиновались нам,
и управляем всем телом их. Вот, и корабли,
как ни велики они и как ни сильными
ветрами носятся, небольшим рулем
направляются, куда хочет кормчий; так
и язык — небольшой член, но много делает.
Посмотри, небольшой огонь как много
вещества зажигает! И язык — огонь,
прикраса неправды (Иак. 3, 3–6).
Посмотри: мы полагаем
узду на коней, а корабли небольшим рулем,
как и коней небольшой уздой, направляем,
куда хотим. Так и язык должно управлять
здравым разумом, хотя он бывает миром
неправды <прикраса неправды> в
употреблении черни. Ибо миром называет
здесь апостол множество.
Или: хотя язык есть
украшение естества человеческого, ибо
мы посредством него сообщаем друг другу
свои мысли (в таком значении некоторые
желают понимать слово: «мир»), но он в
употреблении простого народа несправедлив,
оскверняет все тело и воспаляет весь
круг жизни, будучи сам воспаляем от
геенны. Однако не трудно заставить его
двигаться благословно и так, как пожелает
распоряжающийся им... Несправедливо из
одних и тех же уст выходить благословению
и проклятию. Итак, сохраняй язык паче
зеницы ока! Язык есть царский конь. Если
ты наложишь на него узду и научишь его
ходить равномерно, то царь спокойно
будет сидеть на нем; если же пустишь его
бежать и скакать без узды, то он сделается
колесницей диавола.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |