Родился... чтобы
искупить подзаконных (Гал. 4, 4–5)
Но когда пришла полнота
времени, Бог послал Сына своего
(Единородного), Который родился от жены,
подчинился закону, чтобы искупить
подзаконных, дабы нам получить усыновление
(Гал. 4, 4–5).
«Какого времени пришла
кончина?— спрашивает Экумений и
отвечает.— Того, в которое надлежало
прийти Христу. Время пришествия Христова
было прежде определено пророком Даниилом;
оно кончилось в царство кесаря Августа,
когда совершилось и воплощение Бога
Слова и явился Христос». Христос — центр
движения человечества во времени. К
Нему — всё до пришествия Его во плоти;
и от Него — всё по пришествии Его. По
видимости может быть для иных это не
так осязательно; но по внутренней жизни
этому иначе быть нельзя. Все духовное,
истинно Божие от Господа Иисуса: внешняя
история может идти своим чередом, но
среди него незримо зреет племя Божие —
единое ценное, вне коего все ничтожно...
Посланный Сын рождается от Жены, вступает
в ряд рождаемых сим образом не бывший
в Лице Своем одно с ними. Тот же Сын,
превечно бывший, рождается как человек
и является двойственным в естествах,
пребывая единым Лицом, Сыном Божиим
Единородным — воплотившимся… Взяв в
мысль всю эту речь, видим, что словом:
Сын — определяется Божеская высота
Лица Искупителева, Его внутренняя слава,
а словами: родился от жены, подчинился
закону — Его произвольное состояние
уничижения, чрез обличение Себя в
естество человеческое с его немощами,
кроме греха, и чрез подчинение Себя
закону…
Господь искупил всех
людей, но святой Павел, по цели своей,
останавливается на одних иудеях. Были
мы, говорит, под пестунством закона,
работая ему или неся иго его, подобно
лицам, проданным в рабство. Пришел Сын
Божий, отменил закон и вывел нас на
свободу, как выводят на свободу рабов,
выкупивши их. Сын Божий подчинился
закону, чтобы разорить закон, уничтожить
узы его, сделать его ненужным.
Святитель
Феофан Затворник |