О
цели
написания
"Послания
к
Евреям"
Что
заставило
апостола
Павла —
апостола
языков, по
общему согласию
апостолов
назначенного
проповедовать
Евангелие
язычникам от
Сирии до
Испании,
обратиться
с Посланием
к своим
соплеменникам-иудеям?
По мысли
святителя
Феофана
Затворника,
Павлова
«чрезмерная
любовь к
Господу, по
коей он
говорит о
себе, что
теперь уже
не он
живет, а
живет в
нем Христос
(см.: Гал.
2, 20)», а также
«крепкая
любовь к
роду своему»
и желание,
«чтобы все
в нем
были спасены».
«Поводом
к сему,—
пишет святитель
Феофан
Затворник в
своем
незаконченном
толковании
Послания к
Евреям,—
послужили
отпадения
уверовавших
евреев опять
в иудейство
и удаление
их от
общения с
христианами
в их
молитвенных
собраниях
(см.: Евр.
10, 25)». Опасаясь
повторения
таких случаев
и расширения
круга
отпадающих,
святой Павел
пишет к
евреям, убеждая
их пребыть
верными вере,
единой,
спасительной.
К тому
же и
твердые в
вере христиане
из иудеев
тоже стали
проявлять
склонность
к тщательному
соблюдению
закона Моисеева
и на
том основании
тоже начали
уклоняться
от общения
с христианами
из язычников
и требовать
от них
соблюдения
закона.
«Иудействование
разумное,—
продолжает
святитель,—
без почитания
иудейства
неотложным
условием в
деле спасения
было терпимо
как переходное
состояние.
Но иудействование
в качестве
условия
спасения было
ересь пагубная,
и уклонение
к нему
есть настоящее
отпадение от
веры Христовой».
Все
Послание
пронизано
мыслью о
превосходстве
Нового Завета
перед Ветхим
как по
Ходатаю своему
— Иисусу
Христу, Сыну
Божию,— так
и по
действию
своему и
силе.
Сегодня
за Литургией
читается
часть 8-й
главы Послания,
в которой
апостол Павел
подробно
цитирует
пророка
Иеремию,
провидевшего
неизбежность
замены Ветхого
Завета: вот,
наступают
дни,
говорит
Господь,
когда
Я
заключу
с
домом
Израиля
и с
домом
Иуды
новый
завет
(Евр. 8, 8; ср.:
Иер. 31, 31).
Нина
Малахова |