Скиния
новозаветная выше ветхозаветной
Она есть образ
настоящего времени, в которое приносятся
дары и жертвы, не могущие сделать в
совести совершенным приносящего
(Евр. 9, 9).
Что сказал выше, то
теперь утверждает апостол, именно что
та скиния, в которую всегда входили
священники, была притчей, то есть образом
и сенью времени настоящего по закону,
времени пред пришествием Христа: в это
время приносятся такие жертвы и настолько
немощные, что не могут в совести, то есть
по внутреннему человеку, усовершить
приносящих их. Они очищали телесные
скверны, но не душевные прегрешения.
Они не могли очистить ни прелюбодеяния,
ни убийства, ни святотатства.
И которые с яствами
и питиями, и различными омовениями и
обрядами, относящимися до плоти,
установлены были только до времени
исправления (Евр. 9, 10).
Оправдания плоти — это
именно заповеди плотские, очищающие
плоть и плотски оправдывающие тех,
которые считались нечистыми по плоти.
Однако они не до конца были установлены,
но до времени исправления, то есть до
пришествия Христа, имевшего все исправить
и ввести истинное и духовное богослужение.
Чтобы подъять грехи
многих (Евр. 9, 28).
Как на Литургии мы
возносим грехи и говорим: «Волею и
неволею мы согрешили, прости»,— то есть
мы прежде вспоминаем о грехах, а потом
просим прощения, так и Сам Он сказал
Отцу: за них Я посвящаю Себя (Ин. 17,
19). Или: вознес грехи, то есть снял их с
людей и принес к Отцу, чтобы Он отпустил
их. Почему же сказал многих, а не
всех? Потому, что не все уверовали. Смерть
Его соответствовала погибели всех, и,
насколько от Него зависит, Он умер за
всех. Вознес же грехи не всех, потому
что они сами не желали этого. Посему они
сделали для себя смерть Сына Божия
бесполезной, что и достойно ужаса.
Блаженный
Феофилакт Болгарский |