Высшая школа
монашеского делания
Святая Гора Афон во все
века своей более чем тысячелетней
истории как великого православного
монашеского братства была тем источником,
который питал, обновлял и давал силы
монашеству во всем православном мире,
а следовательно, по мысли протоиерея
Иоанна Журавского, и весь православный
мир укреплял в вере и стремлении следовать
Христу.
Монашество в России
пошло от Святой Горы. Появление на Афоне
«русских» монахов относится к древнейшему
периоду истории Святой Горы. Под одним
из актов Великой Лавры (февраль 1016 г.)
стоит подпись Герасима, монаха, милостью
Божией пресвитера и игумена обители
Роса… По сообщению «Повести временных
лет» под 1051 г., Святую Гору посетил
преподобный Антоний Печерский, который
был там пострижен в монашество и отправлен
обратно в Киев с благословением и
пророчеством о том, что от него «мнози
черньци имут быти на Руси».
Первый русский монастырь
на Афоне — обитель Древоделя (современный
Ксилургу) — был посвящен Успению
Пресвятой Богородицы. Из акта 1169 г.
следует, что Ксилургу — обитель русских.
В 1169 г. русской монашеской общине Ксилургу
по просьбе ее настоятеля Лаврентия был
передан на все последующие времена
пришедший в упадок монастырь Солунянина,
возникший в X в. и освященный во имя
великомученика Пантелеимона. Монахи
из славян, среди которых, возможно, были
и русские, подвизались также во многих
греческих обителях.
С тех пор связь Древней
Руси, а затем России со Святой Горой не
прерывалась, хотя в годы монголо-татарского
ига была не столь интенсивной, как в
более ранние и последующие времена.
Афон для русского монашества всегда
был живительным родником, питавшим его
корни.
По: Православная
энциклопедия.
Т. 4. С. 103–166.
|