Из Слова на
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Ветхозаветный храм во
всех подробностях своего устройства,
указанных Самим Богом Моисею, представлял
собою лишь прообраз, преддверие грядущего
Богоявления. Древний ветхозаветный
храм упраздняется сегодня с явлением
храма одушевленного. Однако это
упразднение означает не отмену, но
исполнение прообраза в явлении Образа:
«В храме Божием ясно Дева является, и
Христа всем предвозвещает». Сама Дева
есть Храм во храме, его истинное святая
святых, одушевленный Божий Кивот. И с
Ее явлением во храме все принадлежности
ветхозаветного служения приобретают
свой истинный, сокровенный смысл, и
ветхозаветное служение становится
служением в Духе и истине. Ибо Она,
Пречистая Дева, есть тайная Дверь,
созерцаемая Иезекиилем пророком,
запечатанная Духом Святым, вводящая
нас во святая святых Божией любви.
Она есть Святая Трапеза,
на которой тайно приносится бескровная
Жертва, и в жертву непорочную приносится
весь человеческий род, с его нуждами,
его скорбями, и болезнями, и прошениями.
Она есть та златая Кадильница, имущая
разжженный угль Духа Святого, еюже
возносится, как дым благовонный, молитва
всех святых (см.: Откр. 8, 4). Она — златая
Чаша спасения, которую мы на всякий день
возносим со благодарением о всех и за
вся и из которой трепетно причащаемся.
Она — Жезл Ааронов, прозябший нетленными
цветами кротости и смирения, девственной
чистоты и целомудрия. Она — Руно
Гедеоново, орошенное слезами милосердия
и сострадания. Она — Светильник
златозарный неугасимой Божественной
любви и пламенной молитвы, горящий у
Престола Божия. Она Сама есть тот
херувимский Престол, на котором тайно
почивает Агнец Божий, закланный прежде
сложения мира. Она — Ковчег одушевленный
Нового Завета, имущий в себе не каменные
скрижали, но живое Слово Отчее, воплощенное
вечное Евангелие. Она Сама — тот
нерукотворенный Храм Божий и Селение
светозарное крестной славы Божией…
5 декабря
…Ныне празднуемое
Введение во храм Пречистой осуществляется
как бы вне времени, как исхождение из
тьмы к свету, как укоренение творения
освященного человека, как царя и иерея,
в Боге Святом. В нем, в этом восхождении,
заключена и великая святыня человеческой
детскости со всеми в ней таящимися
возможностями, упованиями и вдохновениями.
Из золотых сокровенных недр утраченного
рая сие маленькое, непорочное, беззащитное
Существо совершает ныне Свое восхождение
во святая святых и приносит Свое чистое,
святое детство как самое прекрасное,
самое драгоценное, что может быть в
человечестве. И к Своему детству Она
призывает в храм сегодня прежде всего
всякое детство, всех наших тихих
голубоглазых русских детей и детей
всего мира, о которых Она присно
милосердует и плачет как нежная и
Всемилостивая Мать.
Но и всех нас... Пречистая
зовет ныне входить непорочно вслед за
Ней во святая святых, служить Богу, в
преподобии и правде вся дни живота
нашего. И это есть дивный, литургический
призыв сего праздника — устами Приснодевы
призывает нас Церковь: «Станем добре,
станем со страхом, в доме Бога нашего,
святое возношение жизни нашей богоугодной
в мире и любви приносити». Тогда только
раз в год входил первосвященник во
святая святых, ныне благодаря Приснодеве
каждый день входим мы туда и уже
непосредственно, лицом к Лицу, предстоим
Богу, и созерцаем Лице святого возношения,
и становимся причастниками божественной
Жизни, через Тело и Кровь Господа Иисуса
Христа, которые дает нам Пресвятая
Богородица Мария. Итак, да будет вся
наша жизнь непрестанной вдохновенной
литургией, непорочным служением Святым
и Небесным Тайнам Христовым, к сему
призывает нас сегодня Пресвятая Дева.
u
Схиигум. Серафим
(Барадель) // http://valaam.r
|