17 декабря
Что мне делать,
чтобы наследовать жизнь вечную?
Господь узаконивает
единственно правильное отношение к
земному: Продай, раздай, то есть освободись;
чем меньше на тебе будет пут земли, тем
лучше для тебя, тем успешнее твой путь
к Богу… Не слишком ли строго это
требование? Ведь оно не по силам человеку.
Об этом заявляли апостолы, это подтвердил
и Христос. Может быть, требование обращено
не ко всем, а к избранным, желающим
особого подвига?
Есть мнение, что это
требование обращено к лицам, ищущим
особого совершенства жизни с Богом вне
мира. В подтверждение ссылаются на слова
Господа, приводимые евангелистом
Матфеем. Господь говорит юноше: Если
хочешь быть совершен-ным, пойди, продай
имение твое и раздай нищим (Мф. 19, 21).
Для обычного житейского состояния
Господь признает достаточным исполнение
закона, а если бы кто захотел особого
совершенства, то ему необходимо раздать
имущество, уйти от мира и всецело
последовать Христу в полной отрешенности
от земли. Это объяснение подкрепляют
ссылкой на монашество, при котором люди
обязаны отказаться от имущества, порвать
с миром и всецело отдаться Христу. Но
состояние монашеское — не общее, а
исключительное, для могущих вместить,
призванных к особому подвигу.
Братия, не расслабляйте
своих душ подобным мнением. Оно —
неправильно. Контекст беседы с юношей
не оправдывает такого ограниченного
понимания заповеди. Юноша хочет спастись,
с этим приходит ко Христу и спрашивает,
что ему делать. Господь слышит признание
юноши, что заповеди закона он исполняет
с малолетства, и Он не говорит юноше:
«Ты все сделал. Зачем беспокоишься? Ты
уже обеспечил себе спасение. Иди и живи
со спокойной душой, как ты жил». Нет, не
это говорит Господь, а другое: Одного
тебе недостает... Выходит, хотя юноша и
исполнил закон, хотя живет в миру и не
собирается уходить от него, все же ему
для спасения и для наследования Божия
Царства недостает сокровища на небесах…
18 декабря
…Юноша так и понял, что
он, исполнивший закон, все же находится
вне Царства. Вот почему он уходит от
Христа опечаленным, и Господь не пресекает
его печали, а подтверждает ее основательность
и со скорбью говорит ученикам по поводу
отошедшего: Как трудно надеющимся на
богатство войти в Царствие Божие! Удобнее
верблюду пройти сквозь игольные уши,
нежели богатому войти в Царствие Божие
(Мк. 10, 24–25).
Почему же Господь сделал
неминуемым такое тяжелое, непосильное
требование? Оно неминуемо по самому
свойству человеческой души. Душевная
жизнь человека едина и не может быть
дробима на отдельные жизни. И центр
человеческой жизни один — человеческое
сердце. Так складывается единая сила,
управляющая человеческой жизнью. Не
может быть в душе нескольких параллельных
жизней… Значит, если душевная жизнь
одна и центр ее один, то ее единством и
единым центром, конечно, должна стать
устремленность к Богу. Это и будет единое
«сокровище» человека. При таком центре
жизни в Боге все другие человеческие
устремления, обращенные на земное,
конечно, должны будут занять второстепенное
положение, только служебную роль в
отношении главной цели... Так в жизни и
происходит. Когда, не отвергая Бога и
продолжая видимое, наружное служение
Ему, человек создает в жизни земную
привязанность, которая вдохновляет
его, наполняет жизнь и делается центром
его души, тогда Бог хотя и не изгоняется
из нее, но Его роль в жизни сводится на
нет, все Божие замирает, всякое духовное
развитие останавливается, и Бог
вспоминается только при особой оказии,
когда к этому будет какая-либо нужда. И
тогда душа становится бесплодной
смоковницей, и нудно тянется ее формальное
служение Богу, не давая душе ни успеха,
ни радости...
Сщмч. Григорий
(Лебедев),
еп. Шлиссельбургский
// http://lib.pravmir.ru
|