Из беседы на
притчу о браке царского сына
5 ноября
Из Слова в
Неделю 22-ю по Пятидесятнице: О богаче и
Лазаре
Какая земная правда
обеспечивает получение вечного
блаженства? В притче праведный Авраам
так определяет правду жизни: Чадо!
вспомни, что ты получил уже доброе твое
в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же
он здесь утешается, а ты страдаешь
(Лк. 16, 25).
Так как богач, по
изображению в притче, своим «добрым» в
жизни считал то, что одевался в порфиру
и виссон и каждый день пиршествовал
блистательно (Лк. 16, 19), то, очевидно, его
правдой было пользоваться земным и
получать от него всю утеху, какую земля
может дать. В противоположность такой
земной правде и такому «доброму» земли
злым будет отсутствие земных утех и
земного наслаждения, иначе — земное
страдание. Как земные лишения и страдания
и изображается жизнь Лазаря: лежал у
ворот его (богача) в струпьях и желал
напитаться крошками, падающими со стола
богача, и псы, приходя, лизали струпья
его (Лк. 16, 20–21).
Очевидно, что Божественное
Откровение словами праведного Авраама
указывает, что человек, живущий только
земными утехами, остается в земном всеми
корнями своей души и лишается, конечно,
радостей Неба, а человек, оторвавшийся
от земного и даже страдающий внешне,
уходит нитями души в неземное,
нематериальное, Божие, и там обеспечивает
свою прочную связанность с небесным.
Значит, последний вывод такой: правда
богача в масштабе вечности оказалась
обманом, неправдой и не обеспечила ему
посмертной жизни. Истинная правда,
обеспечивающая вечное блаженство,
состоит в отрешенности от земли и
устремленности души к Богу. Такое
оправдание жизненной правды согласно
со всем Божественным Откровением.
Такова мысль сегодняшней
притчи о той земной правде, которая
открывает блаженное упокоение на лоне
Авраамовом.
Теперь раскроем, почему
живущий неправедно лишается неба и
почему лишение неба вечно...
6 ноября
...Притча объясняет, что
живущий не по правде нарушает и искажает
жизнь, то есть поступающий не по истине
неминуемо живет в ошибке, в грехе; и
ошибка, и грех неминуемо становятся его
миром... Богач признает без возражений,
что его братья, живущие, как и он жил,
прилепившись ко всему земному, пребывают
в грехе, и он желает для них покаяния.
Когда в человеке постепенно зреет мир
зла, душа все больше и больше уходит в
него, и тогда происходит окостенение
человека во зле. Сила зла делается
природой души. Душа всеми силами начинает
работать над утверждением себя в своем,
то есть во зле. Работает ум, хитро плетя
паутину зла и с изумительной виртуозностью
выискивая обманные обоснования поступков
человека. Ум затемняет простую истину,
очевидную для всех, изощряется в
лукавстве, подтасовывает само Божественное
слово, чтобы хотя бы самыми «белыми
нитками», да сшить свое и не сойти со
своей злой ограниченности. Поистине
человек зла становится как бы незрячий.
Метко и справедливо характеризует Божие
слово его слепоту: Глаза имеет и не
видит (ср.: Пс. 113, 13).
После окостенения души
во зле человека уже ничто — ни голос
рассудка, ни голос заглушенной совести,
ни авторитет со стороны, ни откровение
Божие, ни вмешательства Бога в жизнь
человека,— ничто не сдвинет с порочной
черты злой закостене-
лости. Обо всем этом и
говорит нам притча о богатом и Лазаре.
Она говорит нам о том, что богач попросил
Авраама послать Лазаря к своим братьям,
чтобы предупредить их и свидетельствовать
им о месте мучений, чтобы и они не
пришли в это место мучения (Лк. 16,
27–28). Ответил тогда Авраам богачу: У
них есть Моисей и пророки; пусть слушают
их (Лк. 16, 29). Авраам, следовательно,
указывает, что путь правды открыт, что
Божье слово учит, как надо жить, и что
братья богача, живущие во зле, не хотят,
очевидно, внимать Божьему закону. Ни
здравый ум, ни совесть, ни слово Бога не
руководят их жизнью. Ею распоряжается
их злая воля...
7 ноября
…Что же отвечает Авраам?
Он говорит, что безнадежно и это
чрезвычайное средство: никакие средства,
даже явное чудо, не в силах изменить
линию законченного зла. Тогда Авраам
сказал ему: если Моисея и пророков не
слушают, то если бы кто и из мертвых
воскрес, не поверят (Лк. 16, 31). Значит,
и по притче — пребывание во зле есть
состояние закостенения, когда безнадежно
какое бы то ни было воздействие на злую
волю. Потому так и сказал Авраам, что
если бы воскрес и мертвец и стал
свидетельствовать о неправде человека
и Божьей правде, то и ему не поверили
бы. Лукавый человеческий ум «перевернет»
и самый факт воскресения мертвеца и
назовет смерть или летаргией, или другой
подходящей выдумкой.
Так состояние зла
делается замкнутым порочным кругом. С
помощью собственных сил он безвыходен
для человека, безвыходен потому, что
человек не только не делает попытки из
него выйти, но употребляет все изощренные
усилия, чтобы в нем утвердиться, потому
что это — его мир, и вне этого мира нет
для него жизни. Душа стала частью зла.
Отсюда очевидна для такого человека,
во-первых, неминуемость оказаться в
царстве зла, а во-вторых, немыслимость
для такого человека оказаться в царстве
света, в царстве Бога. Потому и сказал
Авраам про добровольных пленников
мрака: Оттуда (из ада) к нам не
переходят (Лк. 16, 26)…
Велики истины сегодняшней
притчи. Они точно очерчивают и обосновывают
путь к одной заветной цели нашей жизни…
Укрепите же в своих душах правду жизни,
не запутывайтесь в вещности земли, не
обволакивайтесь тем «добрым», в какое
погрузился богач, не отвертывайтесь от
очищающего отрицания. Возлюбите земные
прискорбности, чтобы душа, не плененная
землей, свободно шла спасительным путем
Лазаря!
Сщмч. Григорий
(Лебедев),
еп. Шлиссельбургский
//
www.pravoslavie.by
|